Елена Маклакова
Мастер-класс для педагогов «Речь. Музыка. Движение»
▼ Скачать + Заказать документы
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Речь. Музыка. Движение.»
Нужно сразу сказать, что связь слова музыки и ритма – это есть Логоритмика
Сегодня мы поговорим о том, что такое ЛОГОРИТМИКА. Как и зачем ее применять на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речь, Музыка, Движение“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Именно эта причина влияет на их умственное и физическое развитие.
Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словами и музыкой.
Логопедическая ритмика занимает особое (главное) место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит нормализации функций речи
Давайте рассмотрим, что же преследует логоритмика и каких результатов можно добиться с её помощью.
Задачи логоритмики:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию движений;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма,
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
В чем же терапевтическая роль логоритмики?
Всем детям, имеющим нарушение речевой функции, очень важна логопедическая ритмика. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка:
- сердечно-сосудистой, дыхательной;
-двигательной, сенсорной;
-речедвигательной и других систем.
Но главное достоинство логоритмики заключается в том, что, разработанная с учетом ФГОС, она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:
•валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению);
•дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);
•артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата); Такие упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения –это необходимость.
•игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);
•пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);
•речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);
•сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);
•коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);
•музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание).
логоритмические занятия строятся по следующей схеме:
1. Вводная часть – предусматривает приветствие, и проведение ритмической разминки
2. Основная часть – включает разнообразные виды двигательных и речевых игр и упражнений
3. Заключительная часть – любое логоритмическое занятие заканчивается упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию.
Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?
Современные дети нуждаются в постоянном обновлении
дидактического материала. Есть дети, которых очень сложно заставить просто слушать музыку. Логоритмика позволяет заинтересовать детей через игровую форму, через движение под музыку.
Возникнет вопрос: -А стоит ли заниматься логоритмикой с детьми, у которых отсутствуют нарушения речи?
Отвечаем на этот вопрос: «Конечно, стоит!» Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.
Ещё большой плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые, что помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и активно с ним взаимодействовать.
Вывод: Опыт работы показывает, что занятия логоритмикой позволяют нам, педагогам, добиваться значительных результатов устранения речевых нарушений, решать проблемы развития речи у детей.
Практическая часть
Свои музыкально-логоритмические занятия я строю на сюжетной основе. Сюжет занятия может составлять время года, или какая-либо сказка, какое-то стихотворение, мультфильм, все что особенно нравится детям и вызывает их заинтересованность.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент музыкально-логоритмического занятия со старшими детьми. - «Прогулка в зимний лес»
Водная часть занятия -Это приветствие и разминка.
Музыкальное приветствие Е. Кошкаровой:
Исполняется по ролям.
Взрослый начинает петь, задает вопрос, дети отвечают, сопровождая пение ритмичными хлопками
1 КУПЛЕТ:
• Ну, здравствуйте, ребята! (взрослый)
• Здравс-твуй-те! (дети)
• Как ваше настроение? (взрослый)
• Очень хорошо! (дети)
• Пора нам заниматься! (взрослый)
• Да-да-да! (дети)
• Мы будем все стараться! (взрослый)
• Так же, как всегда! (дети)
Припев поем вместе, к пению добавляем танцевальными движениями.
ПРИПЕВ:
Будем танцевать (вместе) Пружинка с поворотами, вправо-влево.
И песни распевать.
Прошу, ребята вас, (взрослый)
За мною повторять!
Проигрыш: Дети повторяю танцевальные движения по моему показу.
Предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес
Проводиться разминка.
Разминка
Звучит р. н. мелодия. Дети двигаются по кругу, под музыку, выполняя приставной шаг.
Движение сопровождается попевкой
Ножка правая шагает, А другая догоняет,
Раз-два, раз-два, не догонит никогда.
Повторяется несколько раз.
М. Р- Быстро и незаметно мы оказались в зимнем лесу.
Предлагаю посчитать зимнее время
.
Выполняется ритмическое упражнение «Часики» с палочками- клавесами
Дети отстукивают ритмический рисунок, при этом палочки поднимают вверх, опускают вниз. Стучат справа-слева.
Основная часть занятия: Двигательные, речевые ритмические упражнения.
М. Р. Предлагаю с помощью музыкальных инструментов изобразить звуки зимнего леса.
Проводиться сказка –шумелка- «Зима в лесу»
На фоне соответствующего слайда и музыки, я читаю текст сказки.
Дети играют на музыкальных инструментах.
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
ТРЕЩОТКА
Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
ЛОЖКИ
И вот с неба стали падать снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.
Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ
У всех было много еды. Белки грызли орешки,
КСИЛОФОН
Мышки грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
В лесу шумел холодный зимний ветер.
ДУТЬ
Но белочкам было тепло в гнёздах
ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ
И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.
ПИЩАТЬ
М. Р. Ребята мы немного замерзли в зимнем лесу. Давайте согреемся.
Проводиться игровой массаж.
«Ой, мороз!»
1. Зябнут щечки, зябнет нос - Ладошками растирают щеки и нос.
Коченеют ручки. – Потирают ладошки.
Ой, мороз, мороз, мороз, - Грозят пальцем
Брось такие штучки – хлопают в ладоши
2. Ты за щечки не щипай - Легко похлопываю по щекам
Хватит баловаться - Грозят пальцем
Выйди снами погуляй - Сгибают ладошки, манят к себе
С горки покататься. - Хлопаю по коленям.
М. Р, Согрелись. Можно играть и веселиться.
Проводиться коммуникативная игра «Здравствуй, мой дружок»
Звучит веселая ритмичная музыка. Дети встают парами по кругу.
Поют и выполняют танцевальные движения, соответствующие тексту.
Здравствуй, здравствуй мой дружок, мой дружок.
- здороваются правой рукой, другая за спиной
Все мы слышали не раз твой рассказ – здороваются левой рукой, другая за спиной.
Будто в танцах ты знаток, мой, дружок – кружатся вокруг себя
Научить берешься нас ты сейчас – хлопки по коленям.
Ну, хотя ты и знаток- грозят правой рукой,.
Нам не нужен твой урок, - грозят левой рукой
До свиданья, до свиданья, милой мой дружок. – противоходом переходят к следующей паре.
Заключительная часть логоритмического занятия. Включает в себя упражнения на восстановление дыхания и релаксацию.
М. Р. Наша прогулка по зимнему лесу подходит к концу.
Пора нам прощаться.
Звучит «Прощальная песенка»
Дети встают в круг, качают сцепленными руками и поют.
Пели мы и мы плясали
В игры разные играли
Ножками мы топали
И в ладоши хлопали
А теперь пойдем по кругу
Скажем мы «пока!» друг-другу!
На закрепление материала детям задаются вопросы. После чего они покидают музыкальный зал.
Таким образом, в ходе одного занятия могут быть использованы самые разные виды логоритмических упражнений.