Юлия Бычкова
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование — один из методов экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер – класса :
1. 1. Вводная часть.
Один из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников – это экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа –неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него естественно. Существенную роль в этом играют опыты и эксперименты. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают мыслительную деятельность. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экспериментирование — один из методов экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения. Развивать навыки и умения экспериментирования, мыслительные процессы, познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом с другими людьми.
Воспитательные : воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Мотив: познавательный интерес.
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: опыты, эксперименты.
Условия: использование проблемных ситуаций, постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности.
Результат: опыт исследовательской работы.
Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
Раздаточный материал: ёмкости с водой, стакан, с прикреплённой на дне салфеткой, резиновая перчатка, колба, полиэтиленовый мешочек, кувшин с водой, свеча, ёмкость со снегом, чашка для воды, зажигалка, тряпочка, стакан со свежей газированной водой, виноградинка, чашка с предметами (гвоздь, тряпочка, камешек, бумага, деревянный кубик, ножницы, цветная бумага, карандаш.
Дети узнают об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга). Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Побуждать детей к экспериментированию должна созданная пространственно – предметная среда в группе, которая обеспечивает возможность проведение опытов, экспериментов воспитанниками группы. Материалы для опытов хранятся в коробках и контейнерах в уголке природы, которые постоянно пополняются. Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
2. Основная часть.
Отгадайте загадки:
Рыбам жить зимой тепло, крыша – толстое стекло. (Лёд) .
Все как звёздочки разные, а возьмёшь, так водяные. (Снежинки) .
Рассыпался горох на семьдесят дорог. (Град) .
Вился, вился белый рой,
Лёг на землю, стал горой. (Снег) .
Состояние воды зависит от окружающей температуры. Тепло – капельки из тучки спускаются к нам в виде дождика. Холодно – капельки превращаются в снежинки. Но и то и другое – вода.
Первый эксперимент : Сегодня я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Вода принимает форму». Будем определять может ли вода принимать ту форму в ёмкость которую она налита. Для этого нам потребуется резиновая перчатка, колба, полиэтиленовый мешочек, кувшин с водой.
Резиновую перчатку будем держат в левой руке, осторожно заполнять её водой из кувшина. Наблюдаем, что вода приняла форму перчатки. Затем выливаем воду назад в кувшин. Далее проделываем тоже самое с другими ёмкостями.
Второй эксперимент : Следующий эксперимент называется «Вода из снега».
Будем определять, что снег под действием тепла превращается в воду. Для этого нам понадобятся свеча, ёмкость со снегом, чашка для воды, зажигалка, тряпочка. С помощью зажигалки зажигаем свечу, на ложку набираем немного снега и держим его над пламенем свечи. Когда снег растает, воду сливаем в чашку. Работа продолжается. В конце свеча гасится, капли удаляем тряпочкой.
Третий эксперимент : Этот эксперимент называется «Газ тяжелее воды? Нам понадобятся стакан со свежей газированной водой, виноградинка. Возьмём стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросим в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на виноградинку тут же начнут садиться пузырьки газа, которые похожи на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Четвёртый эксперимент : Он называется «Тонет или не тонет?» В этом эксперименте нам понадобятся ёмкость с водой, чашка с предметами (гвоздь, тряпочка, камешек, бумага, деревянный кубик). Один за другим будем опускать предметы в ёмкость с водой, вынимая их из чашки. Наблюдаем: тонет ли тот или иной предмет? Делаем вывод, что деревянные предметы (кубик) не тонут в воде, а плавают по поверхности.
Пятый эксперимент : «Сухой из воды»
- А сейчас отгадайте такую загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видим и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Будем определять, занимает ли воздух место? Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой. Но сначала скажите, может ли человек жить без воздуха? Почему? Почему мы не можем увидеть воздух? Как мы можем обнаружить, что воздух существует? Что означает «выйти сухим из воды»? Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Возможно ли это, давайте выясним. Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая. А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости. Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане). А что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? Давайте попробуем. И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).
Шестой эксперимент : «Когда становится бумага тяжелее воды?» В этом эксперименте нам понадобятся ножницы, цветная бумага, карандаш, ёмкость с водой. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Затем при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Далее опустите кувшинки на воду, налитую в ёмкость. Что вы видите? На ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Обсуждение экспериментов с педагогами.
3. Заключительная часть. Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В эксперименте ребёнок наглядно обнаруживает скрытые от наблюдения явления действительности. У него развиваются способности к определению проблемы. Он выбирает самостоятельный путь её решения. Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.