Ирина Глазкова
Использование методов проектирования в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник –маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность,тем более она значима для ребёнка. Дошкольники прирождённые исследователи. И, поэтому, подтверждение –их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение к проблемной ситуации.
Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Публикация «Использование методов проектирования в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
На современном этапе основная цель экологического образования- не просто формирование теоретических знаний, а формирование определённого отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования дошкольников.
Для решения целей и задач, определённых ФГОС внедряем проектную деятельность в образовательный процесс нашего ДОУ. Метод проекта актуален и очень эффективен. Основой проекта служит самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая деятельность детей, педагогов, родителей. В результате совместной деятельности родители становятся участниками образовательного процесса. Работу над проектом строим следующим образом. Сначала определяем тему (объект проектной деятельности, для этого выделяется какая-либо проблема. Далее продумывается способ разрешения выделенной проблемы. Так рождается идея. Следующий этап проектной деятельности- это постановка цели и определение задач для её осуществления. Далее идёт работа по составлению плана реализации проекта. Практическая деятельность по реализации проекта осуществляется по трё м направлениям: деятельность педагога, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьёй. Завершающим этапом проектной деятельности является формулировка выводов.
Работая над проектном по экологии, прежде всего, я ставлю главной задачей –создание развивающей экологической предметной среды в группе. В нашем ДОУ есть такие природные объекты как фруктовый сад,огород, цветник. Эти экологические пространства позволяют проводить с детьми разнообразную эколого-педагогическую работу в разное время года. Дошкольники находятся в постоянной смене видов деятельности. Это позволяет избежать перегрузок и поддерживать устойчивый интерес ко всем видам и формам работы с детьми в детском саду.
Наиболее увлекательной для детей является тема о лете. Сколько радости приносят детям игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для детей незабываемым? Решить эти вопросы помог творческий проект «Здравствуй лето!» Основная цель проекта : Эффективное использование летнего периода для всестороннего развития дошкольников. Одной из важных задач проекта : Использование комплексного подхода в развитии экологической культуры дошкольника. Участниками проекта, осуществляемого в течении летнего периода стали педагоги, воспитанники старшей группы, а также их родители. Тематику определяли в зависимости от природных изменений каждого летнего месяца. В июне проводили работу с детьми по следующим темам: «Признаки лета», «Наши братья меньшие». В июле - «Солнечный денёк», «Водичка». В соответствии с поставленными задачами проекта использовали интеграцию разных видов деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной, двигательной, трудовой.
При реализации практического этапа с детьми организовывались дидактические игры по экологии «Что изменилось?», «Найди предмет по описанию?», «Когда это бывает?», «Собери цветок», «Собери из частей целое». Проводили беседы о растениях «Растения летом», «Как выращивают растения», «Первые цветы». Читали художественную литературу, трудились на цветнике и огороде, наблюдали за деревьями. Рассказывали о деятельности человека в природе (посадил, ухаживал, и природа отблагодарила урожаем). При наблюдениях проводились дидактические игры: «Что растёт на огороде?», «Найди растения по листку»… После проведённых наблюдений, свои впечатления дети отражали в самостоятельной творческой деятельности: в лепке, аппликации, рисунке.
Для того чтобы дети видели как растут цветы, на территории нашего детского сада создан цветник. В цветнике дети знакомились с названиями цветов, рассматривали строение цветка: корень, стебель, лист, цветок, ухаживали за ними, рыхлили землю в клумбах, пропалывали и собирали сорняки.
Рассматривая клумбу с цветами на участке, свои впечатления дети отразили в альбоме рисунков «Цветы», работали с раскрасками на летнюю тему, рисовали по трафаретам цветы, траву, насекомых. Зарисовывали свои наблюдения за природными объектами в альбоме. Вместе с детьми делали композиции из сухоцветов.
В ходе целевых прогулок к экологическим объектам знакомили детей с нормами поведения в природе.
После проведения разных видов деятельности – обязательно проводилось обсуждение по вопросам: Что нового узнали? Чему научились? Что сделали своими руками?
Заключительный этап предусматривал презентацию проекта. С этой целью был организован праздник «Волшебные цветы лета». Итогом было оформление совместной коллективной работы на тему : «Цветочная поляна».
По итогам реализации проектов были достигнуты положительные результаты. Каждый ребёнок, участвующий в проекте испытывал чувство гордости за достигнутый результат.
Таким образом, взаимосвязь и проведение разнообразных видов деятельности: речевой, познавательной, художественно-продуктивной, исследовательской в рамках проекта «Здравствуй,лето» способствовала развитию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.