Наталья Игнатьева
Творческая презентация: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Был хмурый дождливый день, всем было грустно. Только дети – маленькие исследователи бегали по лужам, и считали капельки, пускали кораблики. Вдруг, среди тяжелых дождливых облаков появился тонкий солнечный лучик, а потом еще и еще… и вот, растянув облака- выглянуло солнышко, и на небе появилась …радуга…. Радуга- как олицетворение всех красок жизни, радости, успеха! И глядя с восторгом на буйство радужных красок, как олицетворение чего-то нового, неизведанного, но очень интересного, я поняла- вот путь моего педагогического успеха!
Публикация «Творческая презентация: „Детское экспериментирование как метод экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
И я решила, что моя радуга – это радуга детского экспериментирования, которое является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.
Каждый цвет моей радуги – компонент образовательной процесса.
Слайд. На красной ступени моей радуги «здоровье и безопасность» только здоровый, весёлый ребенок будет активный и любознательный….
Эксперимент позволяет знакомить детей не только с правилами техники безопасности при проведении эксперимента, но в экспериментальной деятельности ребенок учится безопасному поведению в окружающем мире. Учиться понимать, что может быть ему полезно и что может навредить ему.
Слайд. Оранжевый цвет развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Трансформируемая мною в соответствии с ФГОС развивающая среда побуждает детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию друг с другом.
Материалы для опытов хранятся на полочках в доступных для детей местах, в коробках и контейнерах в экспериментальном уголке.
Это позволяет детям не только под руководством взрослого, но самостоятельно когда они захотят заняться детским экспериментированием. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Слайд. В группе созданы центры «песка и воды», «Юный эколог2
добавлю
Слайд. Желтый цвет - цвет игры. Игра это ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.
В исследовательских играх с песком, водой, ветром, накапливается исследовательский опыт ребенка.
Слайд. Зеленым цветом окрашена проектная деятельность.
Вся проектная деятельность включена в календарно тематическое планирование, все проекты построены в соответствии с ФГОС.
Вместе с детьми реализую следующие проекты исследовательской направленности:
«Удивительная вода»
«Мы друзья леса»
«Невидимка воздух»
Слайд «Загадки комнатных растений». Тему этого проекта мне подсказали сами дети
Осенью традиционно я пересаживала комнатные растения, дети принимали активное участие в процессе. В ходе работы ребята стали меня расспрашивать «А почему, у этого цветка листья красные, а у того светло-зелёные, «А как называется этот цветок, «А у меня тоже дома есть такой».
Так возникла идея исследования. В процессе реализации нашего исследования ребята узнали много интересного из жизни растений (исследовали опытным путем условия, необходимые для роста растений; научились правильно ухаживать за растениями в уголке природы). В ходе проведённого проекта дети заинтересовались комнатными растениями и привлекали к работе в проекте своих родителей.
Слайд. На голубой ступени моей радуги опыты и эксперименты. Каждый день ко мне приходят дети и задают разные вопросы. На которые мы вмести ищем ответы при помощи опытов и экспериментов. В ходе нашей работы дети учатся ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезу, учатся отстаивать своё мнение и делать выводы.
Объектами наших с детьми опытов и экспериментов является живая и неживая природа.
С большим удовольствием дети наблюдают:
-за природными явлениями (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
-За агрегатным состоянием воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривают снежинок в лупу и т. п.).
Наблюдают за миром растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
Про живую природу рост ребёнка.
Слайд. На синей ступени моей радуги наблюдения и экскурсии. Мы с детьми очень любим, исследовать уникальные места своей малой Родины, где я учу любить и ценить то место где он родился, живёт. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы. Дети сами замечают всё и учат замечать меня:
трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке бегущего по своим делами, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.
Слайд. На фиолетовой ступени радуги работа с родителями.
Привлекаю родителей к совместной с детьми -трудовой деятельности на участке и в уголке природы, к участию в проектной деятельности.
Мы везде вместе.
Слайд. При организации детской экспериментальной деятельности, у меня постоянно возникают вопросы: А нужно ли это ребёнку сейчас?
Какое дальнейшее применение этим знаниям он найдёт в обыденной жизни? И я знаю большинство ответов положительные.
Значит, я выбрала нужное и ценное содержание своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок этот опыт получил. Моё совместное экспериментирование с детьми это – накапливание жизненного опыта ребёнком.
Слайд. Я надеюсь, мои воспитанники - это будущие великие ученые, но если ребенок не выбирает науку в качестве главного направления в своей жизни. Он всё равно останется любознательным, активным, прочно сознающим свое место в социальном мире. Он будет таким ярким многогранным как радуга в небе и сможет жить в гармонии в современно быстро меняющемся мире.
Поэтому заканчиваю своё выступление словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Слайд. Спасибо за внимание.