Наталья Шатовкина
Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Шатовкина, логопед ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»; М. Г. Бутакова, педагог-дополнительного образования ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»
Если говорить вам сложно-
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В мастер-классе представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мастер-класс адресован
Учителям-логопедам, дефектологам, музыкальным руководителям.
Цель:
создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и музыкальным руководителям в процессе речевой коррекции.
Задачи:
- расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-логопед- музыкальный руководитель;
- обобщить знания о взаимосвязи развития речи и музыкальных способностях детей.
-познакомить участников мастер - класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков на музыкальных занятиях;
- упражнять в применении приемов автоматизации звуков.
Участники мастер - класса:
Н. В. Шатовкина; педагог-дополнительного образования М. Г. Бутакова; участники IV-ой межмуниципальной конференции по теме «Социализация и индивидуализация в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья».
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, раздаточный материал.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы представим мастер-класс,
по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Основная проблема развития детей с ОВЗ - это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда - возникновение эмоциональных проблем у таких детей : страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность.
К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.
Существует педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий детей.
- Мы хотим Вам предложить, чтобы Вы вспомнили, какие существуют категории детей ОВЗ :
-глухие (слабослышащие и позднооглохшие) дети
-слепые (слабовидящие) дети
-дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
-дети с задержкой психического развития (ЗПР)
-дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
-дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние.
Принципы обучения:
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Из опыта работы мы видим, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют тесное взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.
Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения музыкальных занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны - устраняют нарушенные речевые функции, а с другой - развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать :
• структуру речевого нарушения ребенка;
• осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
• всесторонне развивать личность дошкольника.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Работа в группах
-Давайте с вами подумаем, какие задачи мы можем, отнесем к
• Оздоровительными
• Образовательно-воспитательные
• Коррекционные
Сраовершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
(Раздаточный материал)
Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в учреждении. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми ОВЗ.
Формы совместной деятельности:
• взаимообмен данными диагностики;
• координированное планирование совместной деятельности;
• взаимопосещение логопедических и музыкальных занятий;
• участие в педагогических советах;
• оформление документации по взаимодействию;
• итоговая аналитическая отчётность
Виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом :
• совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
• участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий;
• составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. ;
• выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;
• план взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год;
• использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа
Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя предполагает улучшение психологического климата в коллективе детей с ОВЗ :
• снижается двигательная расторможенность, исчезает неуверенность и скованность, страх перед речью;
• между детьми устанавливается положительный тактильный и эмоциональный контакт, развиваются коммуникативные навыки общения;
• повышается эмоциональная устойчивость, закрепляется положительная самооценка, положительный настрой на своё тело.
Мы видим, что в коррекционно-развивающей работе логопеда и музыкального руководителя много общего.
Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации и обучения детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Практическая часть
Мы рекомендуем на музыкальных, логопедических занятиях использовать игровые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; артикуляционного аппарата; автоматизацию поставленных звуков.
1. «Надувные игрушки»
Цель игры: развитие физиологического дыхания, формирование навыков правильного певческого дыхания.
Дети становятся в две шеренги - лицом друг к другу на небольшом расстоянии друг к другу. «Насосики» с напряжением толкают кулачками и выдыхают воздух рывками, как бы накачивая «игрушку»). «Игрушки», сидя на корточках, (стульчиках) постепенно «надуваются». Любимое упражнение детей, т. к. всё это проходит в игровой форме. Дети придумывают, какими игрушками они будут, и «надуваются» при условии, что их «насосики» стараются.
2. Игра «Буквы»
Цель игры: развитие диафрагмального дыхания, четкого произношения звуков.
Показываем детям карточки с буквами «Б», «Т», «Д», «Ж», «Л». И они как - бы выталкивают животом согласные звуки. При этом напрягаются мышцы живота.
Эти упражнения очень эффективны, но надо помнить, что использовать можно на занятии не более одного - двух упражнений и очень осторожно, чтобы избежать перенапряжения и головокружения у детей.
Народный фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с ОВЗ.
С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие.
Дети с удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности многие потешки можно постепенно превратить в игровые упражнения, в игры со словом, которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.
Как показал, опыт нашей коррекционной работы малые формы произведений народного творчества положительно влияют на развитие речи детей, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух.
Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы театрализованной деятельности - некоторые произведения можно инсценировать.
3. Потешки, приговорки для проведения артикуляционной гимнастики.
Цель: развитие артикуляционной моторики
Вариант первый: Педагог читает потешки и приговорки, а дети выполняют артикуляционные упражнения.
Вариант второй: дети и музыкальный руководитель пропевает.
Дудочка
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала… (Вытянуть губы вперёд трубочкой)
4. Русские народные прибаутки, попевки,
На выдохе: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру»
Цель: Закрепление правильного произношения.
Вариант первый: проговаривает логопед
Вариант второй: пропевает музыкальный руководитель
5. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки
Цель: Автоматизация поставленных звуков
Вариант первый: проговаривает логопед
Вариант второй: пропевает музыкальный руководитель
Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.
Слепа с ока,
Крива с бока. Дрозд, дрозд, дрозд
Прост, прост, прост
Кован нос,
Железный хвост прост, прост, прост
Ты коси, коси коса,
Ты коси, пока роса.
Роса долой,
Косец домой.
Роса долой,
Косец домой Тары-бары,
Растабары!
У варвары куры стары.
Тары-бары,
Растабары!
У варвары куры стары.
Так же можно использовать, различные игровые упреждения с музыкальными, шумовыми инструментами.
6. Игра «Назови своё имя», «Повтори слово»
Цель: развитие чувства ритма, автоматизация звуков, отработка слогового состава слова.
На вопрос: «Как тебя зовут?» - ребенок берет из рук бубен и отстукивает ритмический рисунок своего имени: Ка-тя, 2 удара, А-ле-на - 3 удара и т. д. просим простучать ласкательный вариант имени - Катенька, Аленушка.
Просим ребенка, проговорить и отстучать слова в уменьшительно-ласкательной форме (шишка, шалаш, шапка, шутка, кошка, шар, шоколад, шарф, шкаф, мишка, шалун и т. д.)
Ценность этих игр в том, что в них может принимать участие каждый, даже тот, кто почти не говорит. Для этой игры мы используем музыкальные, шумовые инструменты.
7. Игра на шумовом инструменте «Стиральная доска»
Цель: Закрепление правильного произношения
Ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз:
РА-РА-РА-РА-РА
РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ
А затем все 5 «песенок» - слогов вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
8. Музыкальная игра с элементами театрализации «Пошла Коза по лесу»
Цель: автоматизация поставленных звуков
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Давай, коза, похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем….
Дети встают в круг и повторяют движения и слова ведущего в кругу. Ведущим в игре может быть ребенок. На карточках написаны слоги, педагог показывает, ведущий проговаривает.
Заключительная часть
Уважаемые коллеги, мы продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы мы используем в своей работе и с уверенностью можем сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие.
Таким образом, музыкальный руководитель принимает самое активное участие в коррекционной работе: он помогает логопеду поставить правильное диафрагмально-речевое дыхание, развивает силу, высоту, тембр голоса, автоматизировать поставленные звуки, развивает моторику артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков.
Мы считаем, что эффективность этих игровых упражнений помогает детям с ограниченными возможностями здоровья быть более активно вовлеченными в общий коррекционный процесс, и создают необходимые предпосылки для развития их эмоционально - волевой сферы и социализации.
Литература
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» - Волгоград, 2010.
2. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедическиераспевки - СПб., 2005.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры - М., 1996.
4. Щербакова Н. И. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. Журнал «Музыкальный руководитель». Издательский дом: Воспитание дошкольника. № 2-3 /2005 год.
5. Интернет ресурсы