Татьяна Линяева
Конспект мастер-класса по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Впустите в сердце любовь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема: «Впустите в сердце любовь»
Цель: расширение знаний участников о методах и приемах, как средстве духовно-нравственного воспитания дошкольников
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике нетрадиционных методов и приемов духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
3. Развивать творческую активность у участников.
План:
1. Актуальность проблемы.
Публикация «Конспект мастер-класса по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Впустите в сердце любовь“» размещена в разделах
2. Практикум «Игры, позволяющие развивать духовно-нравственные качества старших дошкольников».
3. Игровой тренинг со зрителями.
Оборудование: игрушка-сердце, стеклянный сосуд (ваза, разноцветные искусственные камешки); повязка для глаз, предметы для препятствия, заготовка солнышка, ленточки к нему, дерево и листочки, иллюстрации девочки и мальчика.
Актуализация проблемы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса :
«Впустите в сердце любовь»
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
Цель моего мастер-класса – показать свой подход к реализации содержания духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.
Мастер-класс.
Для участия в мастер-классе я приглашаю желающих в количестве 4 человек.
1 шаг-приветствие, настрой на положительные эмоции. Это может быть психологический этюд, игры приветствия или прием «рефлексивный круг»
Игра «Скажи о друге ласковое слово»
Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод. В хоровод
Здесь собрался народ!
Раз-два-три – начинаешь ты!
Вслед за этим педагог берет в руки надувное сердечко и ласково обращается к рядом стоящему ребенку. Например: - Танечка, доброе утро!
Педагог уточняет, какие ласковые и добрые слова мы можем произносить,
обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад (а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя нарядная рубашка и пр.) После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает сердечко
следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к рядом стоящему малышу.
-Улыбнитесь, ведь улыбка способствует позитивному настрою. Улыбнулись? Значит, вы готовы к путешествию в страну счастья и добра.
- Кто? Какие человечки живут в этой стране?
Упражнение «Наполним душу ребёнка»
- А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека.
- Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
-Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка.
(ласка, тепло, доброта, честность, нежность, любознательность)
Педагог кладё т первый камень и произносит слово: любовь. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
-А кто, он ребенок? (девочки и мальчики)
Метод «Синквейн»
Кто такие девочки и мальчики? (Слайд- девочка)
-Скажите, кто это?
Девочка (какая)
Девочка (что делает)
Составьте предложение о девочке.
Ассоциация.
Пример.
Девочка (Кто) Девочка (Кто)
Добрая, ласковая (Какая) Красивая, нежная (Какая)
Поет, танцует, рисует (Что делает) Читает, шепчется, объясняет
Хорошо быть милой девочкой. У Лизы красивые банты.
Обаяние. Красота.
Мальчик (Кто) Мальчик (Кто)
Веселый, сильный (Какой) Смелый, вежливый (Какой)
Строит, бегает, защищает (Что делает) Думает, помогает, катает
Мальчик помогает строить дом. Мальчик катается на роликах.
Сила Ум.
- Эти мальчики и девочки пойдут по дороге любви, а мы им поможем. Где начинают зарождаться первые искорки любви? Конечно в семье.
Любить кого-то – значит заботиться о нем, стремиться быть с ним рядом, делиться тем, что имеешь.
Любовь проявляется в нежности, в прикосновении.
Без любви человеку одиноко, он чувствует себя несчастным. В настоящей семье все построено на доверии, взаимовыручке.
Игра «Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.
Ход игры: В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т. д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.
- Что ты чувствовал (а, когда у тебя завязаны глаза? Доверял (а) ли напарнику?
-Чувствовал (а) ли ы ответственность за друга?
- И не зря говорят: «Душа на месте, если вся семья вместе»
Игра «Чудо-дерево»
Коллективная игра, цель — украсить ствол дерева листьями. Каждый участник по очереди подходит к корзине с листьями, рассказывает, как можно порадовать членов семьи, берёт лист и крепит к стволу дерева.
- В своей работе я использую технологию ТРИЗ. Разберем прием
«Что хорошо? Что плохо?»
Ситуация: Всей семьей планировали пойти в зоопарк, но пошел
сильный дождь.
Что хорошего? (Еще раз посмотрим любимые мультфильмы, сделаю поделку, с мамой почитаем книги)
Что плохого (Грустно, идет дождь, не увидим животных, нельзя гулять)
-Любое путешествие требует много сил. И нам пора отдохнуть. Можно использовать физминутки, динамические паузы.
А у нас будет этюд
Этюд «Изобрази жестом»
Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Участники, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог:
«я», «до свидания», «здравствуй», «рад тебя видеть», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
Принято из путешествия привозить или приносить сувениры. И сегодняшнюю тему я предлагаю представить в виде солнышка.
-С чем у вас ассоциируется любовь? (Сердце, цветы, солнце)
Изготовление солнца
На столе лежат заготовки солнца и ленточки. Делая лучик, надо назвать одно качество, которым должен обладать любящий человек ( один лучик- одно качество: доброта, милосердие, понимание, терпение, отзывчивость, забота, уважение).
Вот какой у нас получился сувенир. Солнышко сияет, все собою озаряет.
-Этот сувенир мы сделали своими руками. Ведь руки тоже символ нежности, доброты. Наше путешествие подошло к концу, и мы надеемся, что детки вырастут добрыми и умными, любящими. А я предлагаю оценить мой мастер-класс с помощью руки. Посмотрите на свою нежную, ласковую ладошку, и когда будете загибать большой палец- оцените «Что понравилось больше всего?»
Указательный палец - «Что возьмете на заметку?»
Средний палец- «Чем обязательно поделитесь?»
Безымянный палец - «Что непонятно?»
Мизинец- «Что не понравилось?»
А я с гостями прощаюсь:
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания!
Литература:
- Гладких Л. П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С. 97-109.
- Лихачёв, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б. Т. Лихачёв. – Самара, 1987.
-Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.
«Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста» : учебно-методическое пособие/ Дыбина О. В. - Тольятти. -ТГУ. -2009.-114 с.
-А. Гин «Триз педагогика», М. 2015
-А. Гин «Приемы педагогической техники», М. 2015