Светлана Борисовна Дзягунова
Мастер-класс в старшей группе компенсирующей направленности «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством использования приемов арт-терапии для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.
Задачи:
• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением в работе с детьми с ОВЗ;
Публикация «Мастер-класс в старшей группе компенсирующей направленности „Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Группы компенсирующей направленности
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии в ходе мастер-класса;
• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.
Ожидаемые результаты:
• Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, необходимых в работе с детьми с ОВЗ.
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
• Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Перед началом мастер-класса педагогам предлагаются следующие памятки:
Пожелания участнику мастер-класса
1. Получайте удовольствие!
2. Позвольте себе быть свободным!
3. Доброжелательно относитесь к себе и другим!
4. Избегайте оценок и суждений.
5. Говорите только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И всё получится!
А теперь, позвольте перейти непосредственно к теме мастер-класса «Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать окружающий их мир, полноценно, органично существовать и взаимодействовать в нем, познать свое «Я» и развиваться?
В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.
Арт-терапия представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.
Основные принципы арт-терапии :
• Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
• Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
Преимущества применения элементов арт-терапии :
• работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;
• помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
• используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
• помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;
• царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;
• помогает принять каждого ребёнка
Упражнение 1: участникам мастер-класса предоставляется возможность вспомнить виды арт-терапии, с которыми они знакомы. (работа в группах)
Да, вы правы, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:
• Изотерапия, позволяет оказывать воздействие на развитие ребенка посредством изобразительной деятельности. Здесь используются все виды изодеятельности: рисование красками, карандашами, мелками, нетрадиционные техники рисования, лепка из пластилина и т. д. Изотерапия помогает обнаружить скрытые способности ребенка, избавляет его от различных страхов и внутренних конфликтов.
• Игротерапия. Игра у ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игра для детей является средством коммуникации.
• Сказкотерапия. В ее основе лежит использование различных сказочных историй, сюжетов. Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами. Сказкотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
• Музыкотерапия – это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание, игра на элементарных музыкальных инструментах, пение. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
• Танцетерапия позволяет выразить свои и чувства и эмоции в свободном движении и импровизации под музыку.
• Песочная терапия– один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Существуют и другие виды арт-терапии, остановимся более подробно на широко распространенных.
• А чтобы нам лучше познакомиться, предлагаю перейти к технике «Визитка». Каждый участник оформляет собственную визитку, где указывается свое имя и схематическое изображение себя в виде любого образа: предмета, цветка, животного и т. д. Далее каждый участник коротко представляется, называет, что он изобразил и с чем это связано.
Упражнение-игра «Серый волк и золотая рыбка»
Три человека (от каждой группы) получают простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его. Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.
После того, как герои утверждены, ведущий даёт второе задание всей группе : придумать и рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Время: 3 мин.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
- танец кистей рук
- танец рук
- танец головы
- танец плеч
- танец живота
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Схемы обсуждения:
- какой танец было легко исполнить, какой трудно?
- почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
Упражнение «Ведущий и ведомые»
Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей, что стимулирует танце- вальную экспрессию.
Время: 5 мин.
Описание проведения: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Схема обсуждения:
- что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
- что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
- когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или, когда сами были ведущими?
Техника «Рисуем круги.»
Данное занятие подходит для завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.
Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола, вокруг которых расставлены стулья.
Материалы:
Два ватмана или можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).
Ход игры:
1 Индивидуальная работа.
• Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.
• Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.
•Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.
• Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.
• Обведите контуры рисунков.
• Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.
• Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.
2. Коллективная работа.
• Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.
• С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам поправились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!
• Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
3. Этап вербализации и рефлексивного анализа.
Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.
Посмотрите, каких красок больше в вашем рисунке?
• Если синих – значит вам хочется тишины и покоя. Может вспомнить поэзию? Стихи серебряного века будут созвучны вашему настроению.
• Если преобладает сине-зеленый цвет – то вы давно не отдыхали, вам желательно повысить самооценку.
• Если алый, ярко-красный – дерзайте, вы хотите победить и у вас для этого достаточно сил и энтузиазма.
• Если в вашей «живописи» много оранжево-красных оттенков, вы возбуждены и готовы к серьезным переменам в жизни.
• Если преобладает сочный желтый цвет, значит вы не уверены в завтрашнем дне, помечтайте., вспомните, что мечты имеют свойство сбываться)
• Много светло-желтого много? Значит вам хочется общаться и веселиться. А для этого сначала надо улыбнуться
• Если зеленые краски на вашей картине – вы мягкие и гибкие, вы можете разрешить любой конфликт.
• А если много фиолетового, то вы тянитесь к знаниям, вам хорошо бы открыть книгу с лучшими цитатами мудрых людей или прочитать притчу о смысле жизни.