Ирина Слесаренко И.В.
Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей
в рамках федерального проекта
«Поддержка семей, имеющих детей»
Тема «Подготовка к обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста»
Логопед Слесаренко И. В
МБДОУ Детский сад № 91.
г. Владикавказ
январь 2020г.
Цель: ознакомление родителей с работой федерального проекта
Публикация «Мастер-класс для родителей „Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
«Поддержка семей, имеющих детей», создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования детей дошкольного возраста.
Задачи: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте; активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
I.Вводная часть.
1. Беседа логопеда с родителями.
Ознакомление родителей с работой федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В Северной Осетии открыты 32 консультационных пункта, где родители могут получить бесплатную консультацию по широкому спектру услуг, связанному с социализацией, адаптацией, воспитанием, обучением и развитием детей. В пунктах работают специалисты Консультационного центра для помощи родителям, созданного в 2019 году на базе Комплексного реабилитационно-образовательного центра (КРОЦ) г. Владикавказа. Услуги предоставляются в рамках реализации федерального проекта «Поддержка, семей имеющих детей» Национального проекта «Образование». Для работы в Центре и пунктах привлечены высококвалифицированные специалисты – это дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги, учителя начальных классов, юристы, неврологи, психиатры. Они помогают скорректировать проблемы, которые возникают у детей, и определить нужный вектор воспитательной и образовательной траектории.
2. Активизация внимания родителей.
Игра"Да –нет"
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим
высказыванием и "нет", если не согласны.
Скажите громко и хором:
-Деток своих все вы любите? (да)
-С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
-Я вас понимаю. Как быть?
-Проблемы деток решать нужно нам? (да)
-Дайте мне тогда ответ, активными все будем? (да)
II. Информационная часть.
Сегодня мы поговорим о том, как готовить дошкольника к обучению грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами
школьного обучения.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений.
Излагать свои мысли, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть
правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп
(свистящих, шипящих, соноров);
-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать,
различать и дифференцировать звуки;
-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие;
-умение работать со схемой слова, предложения.
Звуки бывают: гласные, согласные.
Гласные звуки–это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки поем. Гласные звуки обозначают символом красного цвета.
Согласные звуки -это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают -губы, зубы, язык. Согласные звуки обозначают символом синего цвета.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" -твёрдый согласный звук [р]. Звуки на письме обозначаем буквами.
Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка,
но при этом должны знать:
Чем звуки отличаются от букв?
Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем.
Показывая буквы, надо произносить неофициальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает, например, звук [р] мы произносим отрывисто: р! и букву р необходимо называть так же: р! Ни в коем случае ЭР или РЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные: гласные, согласные.
Игра «Определи первый звук в слове»
На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово.
Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово.
Игра «Определи последний звук в слове»
На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове.
Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.
Игра «Прятки со звуками»
Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука Р. (Показ картин)
Звуковой анализ слов.
Сложно даётся детям звуковой анализ слова–это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)
Звуковая схема слова –это последовательность графических символов, выложенных в том порядке в том порядке, что и звуки в слове. Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом
звуков в слове и их характеристика.
Например: ДОМ
1)Произносим слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук.
2)Выделяем голосом первый звук Д –ом: Д –согл, тв. звук
3)Выделяем голосом второй звук д –ОО –м: О –гласн. звук
4)Выделяем голосом третий звук до-ММ: М –согл, тв. звук
В слове ДОМ 3 звука –2 согл. и 1 гласн.
Слоги и слова.
Слоги–это части слова.
Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать,
ладонь руки, находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов (правило). Обозначение –полоска, разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.
Игра «Найди вагончик» (деление слов на слоги). (Картинка поезда)
У каждого вагончика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой вагончик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего вагончика.
-Скажите, что складывают из букв? (слова)
-Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)
-Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.
Составьте предложение из 2,3,4 слов по теме «Зима»
На этом заканчивается наше путешествие по стране звуков и слов.
Нашу встречу мне хочется закончить словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!
III. Заключительная часть.
Не забывайте, что детство –это удивительное время в жизни каждого человека и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.
Желаю успехов вам и вашим детям!
Обращайтесь за услугами к специалистам федерального проекта
«Поддержка семей, имеющих детей»