Мафижат Пирмагомедова
Мастер-класс «Учимся составлять «Синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему
«Учимся составлять «Синквейн»
Автор:
Воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад имени Бабаева Г. О.»,
Дербентский район, с. Салик
Пирмагомедова М. И.
Тема: «Поиграем в синквейн»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Тип занятия: подгрупповое.
Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; знакомство с алгоритмом составления синквейна.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Учимся составлять „Синквейн“» размещена в разделах
Образовательные:
Формировать умение строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать;
упражнять в составлении синквейна с опорой на модель-схему.
Развивающие:
развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности
Воспитательные:
воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности;
воспитание интереса к художественной литературе.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, запись музыки, презентация, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, геометрические фигурки.
План проведения мастер-класса
I. Теоретическая часть:
• - Что такое «Синквейн».
• - Эффектиность «Синквейна».
• - Правила составления «Синквейна».
• - Способы «Синквейна» в работе.
II. Практическая часть:
• - Физкультминутка.
• - Совместная работа с педагогами с показом на экране.
• - Обсуждение полученных результатов.
III. Подведение итогов.
IV. Заключение.
Ход «Мастер – класса»
I. Теоретическая часть
Я как педагог, занимаясь самообразованием, нахожусь в постоянном поиске новых, инновационных технологий. И одним из таких педагогической находкой, на мой взгляд, является, метод составления синквейна в работе по развитию речи с дошкольниками. И темой моего мастер-класса
«Учимся составлять синквейн»
Слово «синквейн» произошло от француского языка, что означает «пять». Родиной синквейна является США. В начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящее из пяти строк «синквейн».
И таким образом, синквейн – это творческая работа, в форме стихотворения состоящее из пяти строк. Но эти строки не имеют рифма.
В чём же эффективность синквейна?
Во-первых его простата. В этом и есть его уникальность, т. е своим лёгким построением, получаем быстрый результат.
Во-вторых в составлении синквейна, каждый ребёнок может творчески выразить свою мысль.
Синквейн является игровым приёмом, именно поэтому очень нравиться и детям.
Обогащает словарный запас у детей, развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.
А также помогает педагогу, подготовить детей к краткому пересказа текста по картинкам.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам.
Итак, синквейн состоит из пяти строк. По форме он напоминает ёлочку.
Первая строка синквейна состоит из одного слова, имени существительного. Это тема синквейна и отвечает на вопрос кто? что?.
Вторая строка состоит из двух слов, это два прилагательных, которые раскрывают признак данной темы и отвечает на вопросы какой, какая, какие?.
Третья строка состоит из трёх слов. Это три глагола, которые описывают действие данной темы, и отвечают на вопрос, что делает?
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, которая показывае5т ваше отношение к данной теме.
Пятая строка, тоже состоит из одного слова. Это вывод, синоним к теме. Это существительное.
А теперь давайте, на примере посмотрим, как выглядит составление синквейна.
Первая строка – кто? Дети
Вторая строка – какие? Шумные, весёлые
Третья строка – что делают? Играют, шалят, радуют
Четвёртая строка – фраза. Дети – это цветы жизни.
Пятая строка - итог, вывод Радость.
Я использую, в своей работе, разные способы синквейна.
Можно использовать синквейн в работе, как заключительное задание, по пройденному материалу. Например, по прочитанному рассказу или сказке на занятии, дети легко составляют синквейн.
Например, в сказке К. Чуковского «Айболит»
Можно также, нарисовать, предмет-отгадку, т. е задаём синквейн без ключевого слова, и дети должны нарисовать отгадку, т. е предмет.
Синквейн - чужое слово. Это означает что, намеренно, можно во второй или третьей сроке допустить ошибку, и задача детей найти её.
Закончить синквейн.
Можно подать четыре строчки, а пятую дети уже самостоятельно могут закончить, и по готовому, синквейну, также можно составить небольшой рассказ.
II. Практическая часть
Практическая работа с педагогами.
(На столах разложены картинки со сказками и листы со схемой составления синквейна). Задача педагогов найти общую тему по картине и составить синквейн, используя схему.
Физкультминутка.
Но прежде чем, начать работу, я приглашаю Вас, дорогие коллеги на весёлую, ритмическую зарядку.
Бывает, что всё надоело,
Всё валится, просто из рук.
Зарядка, великое дело,
Наш верный помощник и друг.
Под музыку «Чударики - Самолётики» педагоги выполняют весёлую зарядку.
Синквейн, можно использовать в работе с дошкольниками с 5 лет. А ещё лучше, в старшей группой со второго полугодия, когда дети уже усвоили что такое слово-предмет, слово-признак, слово-действие, и когда усвоили что такое предложение.
III. Подведение итогов практической части.
IV. Заключение.
Я благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что сегодняшний мастер-класс поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов в вашей деятельности и станет изюминкой в работе с детьми. Успехов вам творчестве.
Спасибо за внимание!
Литература
• Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
Журнал «Логопед». №5, 2005.
• Статьи в Интернете:
Дружинина А. В. Использование технологии дидактического
синквейна в логопедической практике;