Папки-передвижки

Опыт работы по развитию общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками

Эльнара Мельничук
Опыт работы по развитию общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

"Секреты правильного общения"

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению.

Особенно велика роль общения в детстве. Для ребёнка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Формирование ребёнка как личности - процесс социальный в самом широком смысле.

Наблюдая за детьми своей группы, я столкнулась с тем, что не все дети умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения, кроме того у некоторых детей группы преобладает потребность в общении с взрослыми.

Трудности в общении вызваны:

- недостаточным развитием у детей игровых навыков и умений;

- неумение строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку, роль; попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в игру, помочь товарищу и т. д.);

- отсутствием умения управлять своим поведением.

Поэтому мною была поставлена цель:

- развитие общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.

Отсюда вытекают следующие задачи:

-воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

-развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;

- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) – средствами человеческого общения;

- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

-обучение детей речевым нормам и правилам общения.

Я стараюсь помочь детям овладеть навыками и приемами эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками. Взрослый должен давать ребенку образцы правильного общения.

Ребенок учится в общении со сверстниками:

-выражать себя;

-управлять другими;

-вступать в разнообразные отношения.

В общении с взрослыми он узнает, как нужно:

-говорить и делать правильно;

-слушать и понимать других;

-усваивать новые знания.

Дети дошкольного возраста часто не замечают эмоционального состояния другого человека. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников – их слова, эмоциональное состояние, научить понимать разные языки общения: мимику, движения, прикосновения, интонацию.

Для этого использую в своей работе с детьми следующие игры:

На развитие внимания, интереса к партнеру по общению:

«Комплименты» (обязательно начинаем с таких слов «мне в тебе нравится)

«Кто говорит?»

«Ласковое имя»

«Кто у нас хороший»

На телесный контакт:

«Подари улыбку другу»

«Приветствие» (разными частями тела, играют парами и др.

«Возьмемся за руки друзья»

«Рисунок на спине»

На развитие навыков взаимодействия в группе:

«Удержи предмет»

На развитие невербального общения:

«Как говорят части тела»

«Зоопарк»

На развитие умения входить в контакт, вести диалог:

«Вопрос – ответ»

«Разговор по телефону»

На развитие эмоций:

«Зеркало»

«Веселая зарядка»

«Мои эмоции»

«Обнимашки»

«Передай свое настроение»

Настольно – дидактическая игра» Азбука настроения»

Обязательно ввожу правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре. Такие игры, помогают устанавливать дружеские взаимоотношения, учат самостоятельно решать конфликты мирным путем, развивают свободное общение с взрослыми, повышают самооценку, развивают способность работать в паре.

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость неотъемлемое качество общения.

Упражнение «Добрые слова»

Предлагаю детям назвать:

- слова приветствия, поприветствовать друг друга: здравствуйте, добрый день, добрый вечер, привет, салют

- высказать просьбу: не могли ли вы мне сказать; будьте добры

- какими словами лучше начать знакомство: разрешите познакомиться; будем знакомы

- как принято извиняться в культурном обществе: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста; прощу прощения

- как попрощаться, чтобы людям было приятно вас вновь встретить: до свидания; до скорой встречи; до завтра; всего хорошего.

Игра «Магазин вежливых слов»

«Вежливый котик»

Настольно - дидактические игры:

«Вежливые слова и поступки»

«Как правильно себя вести»

При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых порой не легко, но нужно. И чтобы сформировать навык позитивного общения использую такие приемы:

- игры- ситуации.

Например: Два мальчика поссорились – помири их.

Ты обидел друга, попробуй попросить прощения у него, помириться с ним

У тебя не получается застегнуть пуговицы - попроси товарища помочь тебе.

Они развивают умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли.

- проблемные ситуации, для которых ребенок должен подобрать выход.

Например: Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

Мальчик, с которым ты играешь, взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

Даю детям высказать варианты решения проблем, обсуждаем вместе, а затем подвожу детей к правильному решению, если дети неправильно ответили.

- обыгрывание сценок, проблемного содержания. Здесь использую различные ситуации, в том числе и те, которые произошли в нашей группе.

Зайка с мишкой подрались из-за машинки.

Ваня обиделся и не с кем не хочет играть.

«Злючка – колючка»

В гости к детям пришла игрушка би-ба-бо - Баба - Яга. Разыгрываю сценку.

Потом спрашиваю у детей «как вы думает, почему ее так назвали, что она не любит, от чего станет доброй?»

Дети предлагали ее погладить, подарить свою игрушку, обнять ее.

Затем с помощью красок дети делали отпечаток своей ладошки и превращали ее в «Злючку - Колючку» и составляли рассказы, в которых сами искали выход.

Вот такие рассказы у нас получились:

«Жила – была Злючка – Колючка. Она у всех отбирала игрушки. С Злючкой – Колючкой никто не хотел дружить, потому что она была злая и жадная. Позвали ее дети в детский сад и научили ее играть.» Матвей Д.

«Это Злючка – Колючка. Она злая, потому что с ней никто не дружит. А мы ее сделаем доброй. Мы позовем ее к нам дружить и играть.» Соня А.

Жила Злючка – Колючка. Она пошла гулять и встретила волка.

Волк ей сказал: Давай с тобой дружить.

- Нет. Я пойду другого друга искать.

Ходила, ходила и встретила медведя.

Медведь говорит: Давай поиграем.

- Нет не хочу.

Ходила, ходила Злючка – Колючка и так себе друга и не нашла, потому что она была вредная и злая. Милена К.

- пантомимические этюды;

-сказки наизнанку

Для этого также использую кукольный или настольный театр.

Придумываю варианты сказок, где характер героев изменен (колобок злой, а лиса добрая, Лиса и заяц – лиса добрая) и показываю детям, что может произойти.

-беседы

«Зачем говорят «здравствуйте»?

«Мои добрые поступки»

«Как вести себя во время разговора»

«Будь опрятным и аккуратным»

«Бережливость»

«Почему нужно уступать»

Культура общения – это способность не только вступать в контакт и вести разговор, но и внимательно и активно слушать.

- чтение художественной литературы. Хорошим материалом служат рассказы Л. Толстого, Л. Пантилеева,Я. Тайца, современные правила хорошего поведения.

Прочитала детям стихотворение С. Михалкова «Бараны», обсудили с детьми почему так произошло. Затем детям предложила найти выход из этой ситуации. Дети предложили договориться: попытаться обняться и аккуратно пройти; уступить дорогу. Все ситуации обыграли.

Культура общения осуществляется в тесной связи с формированием коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, я стараюсь поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Учу детей устанавливать контакты со сверстниками, договариваться без ссор и крика, вежливо обращаться за помощью, с просьбой, если необходимо, то уступать и ждать.

К сожалению, наблюдаются и конфликты между детьми.

В воспитании коллективизма мне помогают такие фразы – помощники:

Тема поиграл с машинкой и отдал Вове. Молодец!

Боря молодец, хорошо играл. Ни кому не мешал.

Катя, предложи игрушку Маше, пусть поиграет вместе с тобой.

Пригласи Аню и Машу вместе посмотреть книгу. И т. п.

Очень важна театрализованная деятельность. Через нее ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно – ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе. Общение и игра дошкольников тесно связаны.

В результате проделанной работы:

- дети стали достаточно активны в общении друг с другом;

- легче входят в контакт с детьми и взрослыми.

- стараются пользоваться формами речевого этикета.

Конечно же существуют и проблемы, но я буду стараться их устранять.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возрастаОпыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возраста В рамках инновационной работы нашего детского сада организуем сотрудничество с родителями в технологии психолого-педагогической поддержки.

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 20:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по развитию общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Эльнара Мельничук (УИ 1472278) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД