Эльнара Мельничук
Опыт работы по развитию общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
"Секреты правильного общения"
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению.
Особенно велика роль общения в детстве. Для ребёнка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Формирование ребёнка как личности - процесс социальный в самом широком смысле.
Наблюдая за детьми своей группы, я столкнулась с тем, что не все дети умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения, кроме того у некоторых детей группы преобладает потребность в общении с взрослыми.
Трудности в общении вызваны:
- недостаточным развитием у детей игровых навыков и умений;
- неумение строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку, роль; попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в игру, помочь товарищу и т. д.);
- отсутствием умения управлять своим поведением.
Поэтому мною была поставлена цель:
- развитие общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.
Отсюда вытекают следующие задачи:
-воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
-развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;
- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) – средствами человеческого общения;
- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
-обучение детей речевым нормам и правилам общения.
Я стараюсь помочь детям овладеть навыками и приемами эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками. Взрослый должен давать ребенку образцы правильного общения.
Ребенок учится в общении со сверстниками:
-выражать себя;
-управлять другими;
-вступать в разнообразные отношения.
В общении с взрослыми он узнает, как нужно:
-говорить и делать правильно;
-слушать и понимать других;
-усваивать новые знания.
Дети дошкольного возраста часто не замечают эмоционального состояния другого человека. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников – их слова, эмоциональное состояние, научить понимать разные языки общения: мимику, движения, прикосновения, интонацию.
Для этого использую в своей работе с детьми следующие игры:
На развитие внимания, интереса к партнеру по общению:
«Комплименты» (обязательно начинаем с таких слов «мне в тебе нравится)
«Кто говорит?»
«Ласковое имя»
«Кто у нас хороший»
На телесный контакт:
«Подари улыбку другу»
«Приветствие» (разными частями тела, играют парами и др.
«Возьмемся за руки друзья»
«Рисунок на спине»
На развитие навыков взаимодействия в группе:
«Удержи предмет»
На развитие невербального общения:
«Как говорят части тела»
«Зоопарк»
На развитие умения входить в контакт, вести диалог:
«Вопрос – ответ»
«Разговор по телефону»
На развитие эмоций:
«Зеркало»
«Веселая зарядка»
«Мои эмоции»
«Обнимашки»
«Передай свое настроение»
Настольно – дидактическая игра» Азбука настроения»
Обязательно ввожу правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре. Такие игры, помогают устанавливать дружеские взаимоотношения, учат самостоятельно решать конфликты мирным путем, развивают свободное общение с взрослыми, повышают самооценку, развивают способность работать в паре.
В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость неотъемлемое качество общения.
Упражнение «Добрые слова»
Предлагаю детям назвать:
- слова приветствия, поприветствовать друг друга: здравствуйте, добрый день, добрый вечер, привет, салют
- высказать просьбу: не могли ли вы мне сказать; будьте добры
- какими словами лучше начать знакомство: разрешите познакомиться; будем знакомы
- как принято извиняться в культурном обществе: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста; прощу прощения
- как попрощаться, чтобы людям было приятно вас вновь встретить: до свидания; до скорой встречи; до завтра; всего хорошего.
Игра «Магазин вежливых слов»
«Вежливый котик»
Настольно - дидактические игры:
«Вежливые слова и поступки»
«Как правильно себя вести»
При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых порой не легко, но нужно. И чтобы сформировать навык позитивного общения использую такие приемы:
- игры- ситуации.
Например: Два мальчика поссорились – помири их.
Ты обидел друга, попробуй попросить прощения у него, помириться с ним
У тебя не получается застегнуть пуговицы - попроси товарища помочь тебе.
Они развивают умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли.
- проблемные ситуации, для которых ребенок должен подобрать выход.
Например: Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?
Мальчик, с которым ты играешь, взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?
Даю детям высказать варианты решения проблем, обсуждаем вместе, а затем подвожу детей к правильному решению, если дети неправильно ответили.
- обыгрывание сценок, проблемного содержания. Здесь использую различные ситуации, в том числе и те, которые произошли в нашей группе.
Зайка с мишкой подрались из-за машинки.
Ваня обиделся и не с кем не хочет играть.
«Злючка – колючка»
В гости к детям пришла игрушка би-ба-бо - Баба - Яга. Разыгрываю сценку.
Потом спрашиваю у детей «как вы думает, почему ее так назвали, что она не любит, от чего станет доброй?»
Дети предлагали ее погладить, подарить свою игрушку, обнять ее.
Затем с помощью красок дети делали отпечаток своей ладошки и превращали ее в «Злючку - Колючку» и составляли рассказы, в которых сами искали выход.
Вот такие рассказы у нас получились:
«Жила – была Злючка – Колючка. Она у всех отбирала игрушки. С Злючкой – Колючкой никто не хотел дружить, потому что она была злая и жадная. Позвали ее дети в детский сад и научили ее играть.» Матвей Д.
«Это Злючка – Колючка. Она злая, потому что с ней никто не дружит. А мы ее сделаем доброй. Мы позовем ее к нам дружить и играть.» Соня А.
Жила Злючка – Колючка. Она пошла гулять и встретила волка.
Волк ей сказал: Давай с тобой дружить.
- Нет. Я пойду другого друга искать.
Ходила, ходила и встретила медведя.
Медведь говорит: Давай поиграем.
- Нет не хочу.
Ходила, ходила Злючка – Колючка и так себе друга и не нашла, потому что она была вредная и злая. Милена К.
- пантомимические этюды;
-сказки наизнанку
Для этого также использую кукольный или настольный театр.
Придумываю варианты сказок, где характер героев изменен (колобок злой, а лиса добрая, Лиса и заяц – лиса добрая) и показываю детям, что может произойти.
-беседы
«Зачем говорят «здравствуйте»?
«Мои добрые поступки»
«Как вести себя во время разговора»
«Будь опрятным и аккуратным»
«Бережливость»
«Почему нужно уступать»
Культура общения – это способность не только вступать в контакт и вести разговор, но и внимательно и активно слушать.
- чтение художественной литературы. Хорошим материалом служат рассказы Л. Толстого, Л. Пантилеева,Я. Тайца, современные правила хорошего поведения.
Прочитала детям стихотворение С. Михалкова «Бараны», обсудили с детьми почему так произошло. Затем детям предложила найти выход из этой ситуации. Дети предложили договориться: попытаться обняться и аккуратно пройти; уступить дорогу. Все ситуации обыграли.
Культура общения осуществляется в тесной связи с формированием коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, я стараюсь поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Учу детей устанавливать контакты со сверстниками, договариваться без ссор и крика, вежливо обращаться за помощью, с просьбой, если необходимо, то уступать и ждать.
К сожалению, наблюдаются и конфликты между детьми.
В воспитании коллективизма мне помогают такие фразы – помощники:
Тема поиграл с машинкой и отдал Вове. Молодец!
Боря молодец, хорошо играл. Ни кому не мешал.
Катя, предложи игрушку Маше, пусть поиграет вместе с тобой.
Пригласи Аню и Машу вместе посмотреть книгу. И т. п.
Очень важна театрализованная деятельность. Через нее ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно – ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе. Общение и игра дошкольников тесно связаны.
В результате проделанной работы:
- дети стали достаточно активны в общении друг с другом;
- легче входят в контакт с детьми и взрослыми.
- стараются пользоваться формами речевого этикета.
Конечно же существуют и проблемы, но я буду стараться их устранять.