Ирина Моисеева
Мастер-класс на тему «Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
Трансляция опыта работы в ДОУ по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма и музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
Публикация «Мастер-класс на тему „Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
• Разучить с музыкальными руководителями музыкально-речевые игры, игры с использованием звуковых жестов, музыкально-ритмические упражнения со стаканчиками, тарелочками, видеоигры, танец-флешмоб.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр и упражнений.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме: «Некоторые вопросы музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста».
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма и музыкально-ритмических движений
3. Рефлексия – «Веселые нотки» - итог мастер-класса
1. Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поздравить всех присутствующих с праздником - ведь каждая такая встреча для нас с вами настоящий праздник – праздник нашего опыта, праздник обмена идеями, находок и просто доброго общения людей, объединенных общей любовью к своей профессии.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей. Музыка, обладая уникальным свойством воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким инструментом развития внутреннего мира ребёнка, всестороннего воспитания его личности. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом. Педагог стимулирует развитие музыкально- творческих способностей детей : поддерживает их стремление к самостоятельному исполнению движений, к импровизации.
Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни.
Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным.
В музыкально – ритмической деятельности используются разнообразные виды игр и упражнений, танцы и игры с атрибутами.
Музыкальный руководитель.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему : «Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников». Для проведения мастер-класса мне нужно 6 человек.
Приглашаю всех желающих выйти и превратиться в «веселые нотки» при помощи вот этих колпачков.
2. Практическая часть
Уважаемые участники, сегодня мы с вами отправимся в мир музыки и танца. Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма и музыкально-ритмических движений.
Муз. рук. : Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Давайте встанем в красивый круг
Для того, чтобы создать эмоциональный настрой, предлагаю вам веселое приветствие:
Предлагаю вам выполнить движения вместе со мной!
Доброе утро! - Поворачиваемся друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день будет веселее. Хлопают в ладоши.
Мы погладим лобик, носик и щечки. Выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! Движения по тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны.
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
В своей работе использую музыкально-двигательные разминки. Они помогают снять эмоциональное напряжение способствуют увеличению двигательной активности у детей, включают различные виды упражнений под музыку.
Я вам предлагаю разойтись по залу в свободной форме, чтобы не мешать друг другу и вместе со мной выполнить веселую разминку «Часики»
Сейчас с помощью оздоровительного кругового массажа, который благотворно влияет на работу внутренних органов, будем знакомиться с музыкальной грамотой.
Итак, устроим с вами «Филармонию веселых ноток» (Слайд)
(Давайте встанем по кругу друг за другом и будем выполнять упражнения на спине впереди стоящего соседа по моему показу)
Мы изучим без забот
Семь веселых звонких нот! (Слайд)
Чтобы их запоминать,
надо спинку нам помять. (помнем плечи)
Села утка на гнездо. (Пощипали спинку)
Это будет нота ДО.
Спит собачка во дворе. (Погладили спинку)
Это будет нота РЕ.
Кошку с дерева сними. (Массируем голову)
Это будет нота МИ.
По спине бежит дрофа. Перебирание пальцами по спине
Это будет нота ФА.
А в шкафу летает моль. Похлопывание по спине
Это будет нота СОЛЬ.
В небе вижу журавля. Разводы двумя руками снизу вверх по спине
Это будет нота ЛЯ.
В море блещут караси Волнообразные движения руками по спине
Это будет нота СИ.
Мама, мама как я рад! Хлопки вверху над головой
Знаю полный звукоряд
Я отвечу, ты спроси: Повороты туловища из стороны в сторону
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ По очереди называют ноты
Спасибо!
Прошу все нотки присесть, кроме красных.
Муз. рук. : Что такое звучащие жесты?
Звучащие жесты – это первые инструменты человека.
• хлопки ладошками;
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки пальчиками
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Предлагаю попробовать создать оркестр при помощи звучащих жестов под польку «Добрый жук». Сначала я вам покажу…
Встаньте, дети, встаньте в круг (хлопки)
Встаньте в круг, встаньте в круг (шлепки по коленям)
Жил на свете (шагают)
Старый добрый жук («рожки» над головой с пружинкой)
Теперь давайте вместе со мной под музыку, начинаем после вступления!
Звучит полька «Добрый жук». Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.
Молодцы. У нас очень хорошо получилось. Давайте дружно скажем: Мы – молодцы! И конечно же, наша фраза будет окрашена звучащими жестами – хлопками.
Спасибо, я предлагаю вам присесть, а выйти синие нотки.
Закрепляем движения в легкой развлекательной форме при помощи музыкальных видео-игр. Через зрительное восприятие детей подводим к самостоятельному исполнению. Можно использовать в любой образовательной деятельности как физминутку.
Предлагаю вам видео-игру «Капельки».
Спасибо, я предлагаю вам присесть, а выйти зеленые нотки.
Музыкально-ритмические упражнения и игры с предметами особенно нравятся детям. Они развивают чувство ритма и внутренний слух детей. И сейчас мы выполним «Музыкально-ритмическое упражнение со стаканчиками».
Молодцы! Справились с заданием!
Очень важно правильно организовать начало и окончание игры.
Спасибо, и для следующей игры я приглашаю все веселые нотки. Прошу вас взять по две тарелочки, какие вам понравились. Под веселую музыку прошу повторять за мной движения.
«Музыкально-ритмическая игра с тарелочками»
Молодцы! Справились с заданием! Ну что, продолжим далее?
Муз. рук. : Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы. Дети очень любят исполнять танцы без подготовки, так называемый флешмоб.
Чтоб в отличной форме педагог быть смог
Предлагаю вам со мною станцевать флешмоб!
Флешмоб «Мы зажигаем звезды»
Муз. рук : Ну что ж, уважаемые коллеги, пришло время подвести итог нашего мероприятия. Перед вами нотный стан, но на нем не хватает ноток. Давайте разместим здесь разноцветные нотки. Выбрать цвет ноток вам поможет подсказка на экране.
(Прошу вас выбрать красную нотку, если было актуально, полезно, интересно и вы будете использовать данный материал в своей работе.
Желтую – если было неплохо, но о том, будете ли вы применять в своей работе данный материал, вы не знаете.
Синюю – если было скучно, тоскливо, и вы ничего не поняли по теме.)
Рефлексия «Веселые нотки»
Всем большое спасибо за работу! Мне с вами было легко и интересно! Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы по развитию музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений. (Слайд)
Пусть будет танец ваш крылат
Движенья легкие и стройный стан,
Улыбка на губах и добрый взгляд.
а балеринки–пусть на память вам!
Уважаемые члены жюри, разрешите и вам вручить необычные сувениры.
Дарите музыку друг другу
Пусть каждый день и каждый час
Она звучит в сердцах у нас!
(подарки жюри)