Елена Степушкина
Статья «Влияние сказки на духовно-нравственное развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрывается роль сказки в воспитании духовно – нравственных качеств дошкольников Раскрыто понятие духовно – нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Рассмотрено значение сказки как средства воспитания духовно – нравственных качеств дошкольников.
Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, сказка, критерии, показатели, уровни, дети старшего дошкольного возраста.
Проблема духовно-нравственного воспитания стояла во все времена существования человека. В настоящее время самой большой опасностью для современного общества является разрушение личности. Материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у современных детей искажены представления о справедливости, добре, ответственности и других качеств человека. Наши дети растут бессердечными, жестокими, агрессивными по отношению друг к другу, не умеют сострадать, а милосердие многим вообще чуждо.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период закладывается понимание ребенком добра и зла, справедливости и чести. Это подтверждается требованиями ФГОС ДО [6]. Так, в области «Социально-коммуникативное развитие» подчеркивается необходимость усвоения дошкольниками моральных норм и нравственных ценностей, принятых в обществе [6].
Формирование духовно - нравственных качеств — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Духовно – нравственное воспитание – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. [2].
В процессе приобщения детей дошкольного возраста к материальному и духовному наследию необходимо оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую сферы детей дошкольного возраста. Слабая сформированность одного из компонентов, ведёт к несформированности духовно - нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом.
Сказка – один из основных способов передачи нравственных норм детям дошкольного возраста. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают его всю жизнь. С самых первых дней ребенка родители знакомят с доступными ему формами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Но наиболее важные произведения народного творчества, к которым приобщается ребенок – это все-таки сказки [1]. Именно они играют ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка. Можно утверждать, что сказка - путь познания прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических и нравственных качеств, без которых немыслимо милосердие, сострадание к несчастью другого человека, его горю. Сказка выступает благодатным, ценным источником для воспитания любви к Родине. Она способствует развитию у детей воображения и творческого мышления [8].
Сказки нельзя назвать развлечением, средством от скуки, так как — это способ совершенствование для ребенка. Ребенок неоднократно может просить родителей или воспитателей детского сада почитать его любимую книжку, чтобы еще и еще раз услышать историю про так полюбившихся ему сказочных героев. Ребенок часто подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим, так как очень хочется быть смелым, бесстрашным, «сеющим добро». Без сказки у ребенка не возникнет желания оказаться в той волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка дает шанс ребенку пофантазировать. И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли фей, волшебниц и добрых волшебников, великанов, принцев и т. д.
Ведущей задачей воспитателя является направить эту фантазию ребенка в нужное русло. Большинство русских народных сказок передают ребенку веру народа, убежденность в победе добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются к основным нравственным понятиям, а также овладевают первоначальными представлениями о дружбе, верности и предательстве, смелости и трусости. Благодаря сказке происходит формирование основ духовно-нравственных ценностей. Благодаря сказкам у ребенка формируются способность сопереживать, сострадать, а также радоваться за другого человека [5].
Самый эффективный способ ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, как дословная передача текста. Сказки, которые невелики, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. С помощью этих сказок у детей формируются умения быть дружными и трудолюбивыми – «Репка», «Теремок»; стремление слушаться родителей – «Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»; быть смелыми и бесстрашными – «Сказка про храброго зайца», трудолюбивыми – «Хаврошечка», «Царевна Лягушка». А всеми любимая сказка «Колобок» учит ребенка не теряться в сложной ситуации, искать выход. Причем в обсуждении сказки ребенок может высказывать любое свое мнение. Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок: «Отгадай сказку», «Найди пару», «Герои сказок» (описание героев, «Что сначала, что потом» и другие.
Многие русские народные сказки не просто читаются, а рассказываются воспитанникам педагогом наизусть, по памяти. При этом наилучшим образом достигается необходимая эмоциональная атмосфера и контакт с детьми.
Сказочные произведения большего объема читаются по книге, но эмоционально, максимально выразительно.
Чтение сказки уместно не только во время занятий, но и в другое время. Можно читать сказки перед принятием пищи в столовой, а также перед тихим часом, на прогулке и т. д.
Следующий метод – пересказ, т. е. более свободная передача и комментирование текста. В процессе пересказа допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и др. Главное при этом – это яркое, красочное пересказывание с передачей переживаний, характерных особенностей поведения сказочных персонажей. Повышает интерес детей – выразительное чтение сказки с использованием выразительной интонации и мимики.
Воспитателю важно уметь организовать коллективную или индивидуальную беседу по сказке. Это эффективный прием, используя который можно уделить больше внимания нравственным качествам сказочных персонажей, а также совместно проанализировать мотивы и последствия их поступков. При работе со сказками важно обращать внимание детей на такие качества, как доброта, сострадание, отзывчивость или способность прийти на помощь, оказание заботы более младшим или слабым, вежливость, уважение к близким и т. д.
В работе активно использовался метод -драматизация по сказке. В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребенка, как умение держаться, говорить, уверенность в своих силах, смелость и артистичность. Практикуется и выступление ребенка или в роли персонажа сказки, или рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство ответственности и гордости.
К продуктивным методам можно отнести рисование, аппликацию, лепку по сюжету сказки. Детям даются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление определенного продукта, такого как - поделка, рисунок. Так, при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказку. Для закрепления знаний разрабатывались дидактические игры на материале знакомых сказок. Примером могут служить игры: «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», мозаику и др. Такие игры всегда сопровождаются беседой о героях сказок, их поступках. Важно, чтобы был равноправный диалог между ребенком и взрослым.
С целью нравственно-духовного воспитания дошкольников сказки можно использовать в разных возрастных группах.
К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба», дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
Дети дошкольного возраста, слушая «Зимовье», понимают, что дружба помогает победить зло. Кроме того, эта сказка учит смелости, умению слушать друга и быть трудолюбивым. Сказка «Заяц-хвастун» помогает понять, что необходимо отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный воспитательный смысл: помогай другим, и тогда добро вернется добром, но если дaже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций [2].
Использование сказок в педагогическом процессе ДОУ с целью духовно-нравственного воспитания у дошкольников возможно: если тщательно подобраны произведения устного народного творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приёмы использования произведений устно-поэтического творчества как на занятиях, так и вне их; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с этическими нормами и пр [3].
Итак, сказка играет большую роль в духовно - нравственном воспитании и формировании базиса личностной культуры детей дошкольного возраста. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка, раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки и пр. Она важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки и т. д.