ольга балабанова
Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций как эффективная форма работы по трудовому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем нам хочется заглянуть в будущее, взглянуть хотя бы одним глазком. Чтобы увидеть себя, а главное, детей, которых мы воспитываем.
Каким будет это будущее зависит от нас с вами, от взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение трудиться, которое направлено на совершенствование социально- нравственных качеств. Важное значение трудовому воспитанию придавали известные педагоги, писатели. «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство»- отмечал Л. Н. Толстой. Перед педагогами сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как научить детей трудиться, ибо, как говорит народ:«Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают».
Публикация «Мастер-класс „Создание проблемных ситуаций как эффективная форма работы по трудовому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игровые проблемные ситуации
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель нашего мастер- класса приоткрыть секреты мастерства, проникнуть в тайны успеха, получить ответы на волнующие вопросы.
Трудовое воспитание в соответствии с современными требованиями является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание включает основные его виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.
Основной формой работы с детьми по трудовому воспитанию считаю использование проблемных ситуаций. Что такое проблемная ситуация? Для педагога -это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у воспитанников. У детей- состояние затруднения, возникновение трудностей. Такая форма работы дает детям познавательную задачу и предоставляет возможность отыскать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Что происходить с ребенком в момент использования проблемной ситуации? Он начинает размышлять, анализировать, искать пути решения, действовать, пробовать. При этом идет активный процесс сотрудничества в коллективе- обсуждение, спор. Значит ребенок думает, у него работает мышление. А дальше ребенок должен применить на практике свои предположения, т. е. осуществляет деятельность, выполняет действие- значит трудится!
Использование проблемных ситуаций в трудовом воспитании имеет свои правила. Важно их соблюдать:
-посильное затруднение. Любая деятельность должна соответствовать возрастным и личностным особенностям ребенка.
-неожиданность, необычность. Сюрпризный момент способствует возникновению интереса у детей, мотивирует на дальнейшие действия.
-совмещение материального и духовного развития. проблемная ситуация ведет за собой формирование умственных способностей детей и приобретение материальных благ.
Отвлечемся немного и подумаем: какие пословицы, выражения, а может быть цитаты про труд вы знаете?
Работа с залом.
У меня возникла проблема. Есть предмет: щетка.
Задание на листочке для каждой группы
- средство для извлечения звука
- средство для подвижной игры
- средство для изготовления поделки
Подведение итогов. Как оказалось- это очень увлекательно создавать проблемные ситуации и участвовать в их исполнении. Все большие молодцы! Спасибо.
Свой мастер- класс я бы хотела закончить изречением В. А. Сухомлинского «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» .