Любовь Кочергина
Мастер-класс «Социально — нравственная адаптация детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
АСТЕР-КЛАСС:
«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ».
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК.
Публикация «Мастер-класс „Социально — нравственная адаптация детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Методологической основой являются разработки Т. Дороновой «Защита прав и достоинств ребёнка», «Взаимодействие ДОУ с родителями», переработанный и адаптированный текст «Всеобщей Декларации прав человека» Е. С. Шабельник, Е. Г. Каширцевой, изучение опыта работы И. Ф. Мулько, практическое пособие Е. В. Соловьёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Стёпина.
ЦЕЛЬ: социально-нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая Декларация прав человека»).
ЗАДАЧИ:
• Развивать у детей старшего дошкольного возраста основы правового сознания;
• Способствовать развитию способности к суждениям, умозаключениям;
• Расширять кругозор, обогащать индивидуальный лексикон.
ФОРМА ЗАНЯТИЙ: «Вопросы – ответы», «КВН», «Путешествие в сказку», дидактические игры – «Ваши права», «Ребёнок имеет право».
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.
ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста по знакомству с «Всеобщей Декларацией прав человека».
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ:
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Ход МАСТЕР-КЛАССА.
Многие философы и мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…». С наступлением XXI века эта проблема стоит особенно остро, так как социально-экономическая ситуация отражается прежде всего на детях. Трудно пройти мимо беспризорного голодного ребёнка. Понимая, что дети – самое дорогое в любом обществе, люди стоят перед решением важнейшей проблемы - как защитить права ребёнка?
Существует международная нормативно-правовая база защиты прав ребёнка :
Всеобщая Декларация прав человека(1948)
Всеобщая Декларация прав ребёнка (1959)
Конвенция ООН о правах ребёнка(1989)
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990)
Детям необходимо усвоить основные идеи и гуманистические ценности как можно раньше – начиная с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируется отношение ребёнка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов.
Одной из задач раздела «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» является развитие у детей основ правового сознания. Важной задачей является адаптация детей, умение ориентироваться в окружающем их мире, знакомство с устоями и законами нашего государства.
Работа с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию включает 3 блока :
I. Познакомить с понятиями: документ, декларация, конвенция; с содержанием некоторых законов. Воспитывать доброжелательное отношение к детям любой национальности, расы, к детям с физическими недостатками.
II. Необходимо формировать чувство собственного достоинства, умение считаться справами других, развивать способность к самооценке, умение высказывать суждения.
III. Развивать чувство ответственности, оценивать свои поступки, сравнивая с нормами. Формировать умения и навыки поведения в обществе.
Сегодня мы покажем вам работу по первому блоку. Расширяя кругозор детей и обогащая словарный запас – названиями документа «Всеобщая Декларация прав человека», некоторых статей. Мы использовали для этого привлекательную и понятную для детей форму сказки, герои которых, находясь в различных ситуациях, познакомят детей с основными правами и свободами, научат применять их в жизни.
Мы предлагаем такие формы работы как рассматривание иллюстраций, чтение книг, беседы на этические темы, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Вот небольшой фрагмент занятия по знакомству детей подготовительной группы с Всеобщей Декларацией прав человека.
- Послушайте и отгадайте из какой это сказки?
«Идёт по лесу девочка, несёт в корзинке пирожок и горшочек масла и, вдруг, навстречу ей…»
- Узнали сказку?
- Расскажите про волка? Какой он?
- Почему вы так думаете?
I. Да, волк съел Красную Шапочку и бабушку и нарушил главное право человека на жизнь, а это значит что никто не имеет права лишить жизни другого.
- Посмотрите, куда ведёт эта тропинка?
- А как волк попал в домик бабушки?
II. Да, волк проник в домик обманом, а значит нарушил право человека на неприкосновенность жилища. Это значит что никто не имеет права насильно заходить в чужой дом (знак – модель).
Из какой сказки это полено?
Вот какой шалунишка получился из полена (иллюстрация).
- Продал Папа Карло свою куртку и купил очень нужную книжку.
Какую?
- А для чего нужна Азбука?
- А для чего ходят в школу?
III. - Чтобы научиться читать и писать, чтобы быть грамотными, образованными. Скоро вы тоже пойдёте в школу. Все люди имеют право на образование. (знак – модель).
Вот видите какой важный документ “Всеобщая Декларация человека”. Если все люди будут соблюдать эти законы, то на Земле не будет ни войн, ни воровства, ни убийств и насилия.
- Давайте вспомним с какими же правами человека мы сегодня познакомились? Я буду показывать значки – модели, а вы приготовьте пальчики и будете их загибать по одному:
1. право на жизнь;
2. право на неприкосновенность жилища;
3. право на образование.
А всего существует 30 статей Декларации прав человека. Потом мы познакомимся и с другими статьями Декларации.
ВЫВОД: проводя работу по знакомству детей с Декларацией прав человека, мы сделали вывод, что выбранная тема оказалась доступной и интересной для детей старшего дошкольного возраста. Они активно включаются в споры и дискуссии, выражают своё мнение, учатся рассуждать, используют в речи словосочетания – право на жизнь, право на образование и т. д.