Лучший педагог года

Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей»

Анна Мартюшева
Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст признан особо важным

периодом в развитии ребёнка,

«возраст нераскрытых резервов»

Е. О. Смирнова психолог, профессор

Цель: способствовать повышению профессиональных компетенций педагогов через трансляцию опыта работы по теме

Задачи:

1. Познакомить педагогов с методами и приемами работы «Родительской гостиной».

2. Создать условия, обеспечивающие психологический комфорт всех участников мастер-класса.

Публикация «Мастер-класс „Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей“» размещена в разделах

3. Познакомить с играми, способствующими позитивной адаптации детей к ДОУ.

4. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученный опыт в своей педагогической практике.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, символы смайлики «радость», «вопросительный знак», «восклицательный знак», клубок ниток, мячи, кукла, картинки с потешками.

Ход мастер – класса

I. Теоретическая часть

Педагог-психолог:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста через активное взаимодействие с семьей»

Проблема адаптации была актуальна на протяжении ряда лет и в нашем дошкольном учреждении. Приводя ребенка в детский сад, мамы проявляли беспокойство по поводу того, что их любимое чадо начинало громко плакать. Мы были обеспокоены повышенной тревогой со стороны родителей, и пришли к выводу, что это вызвано тем, что они мало информированы в вопросах адаптации. Надо было, как-то менять сложившуюся ситуацию. Мы начали работу с консультации «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ», в ходе которой выделили наиболее важные задачи и пути их решения. Продумали психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах адаптации и запланировали различные формы работы с родителями под названием «Родительская гостиная», с которой мы сегодня вас познакомим. Рассчитана на учебный год, по встрече в месяц.

Педагог-психолог:

- Уважаемые коллеги, что такое адаптация?

(Ответы коллег)

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.

Педагог-психолог:

- Какие два критерия способствуют успешной адаптации?

(Ответы коллег)

Выделяют два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Педагог-психолог:

- Каким детям адаптироваться легче?

(Ответы коллег)

- Чьи родители готовили детей заранее к посещению детского сада. За несколько месяцев до этого события (родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада и т. д.). Навыки самообслуживания,

- По каким признакам можно говорить, что ребёнок адаптировался к детскому саду?

(Ответы коллег)

- Преобладает эмоционально – положительное настроение, сон, питание.

Воспитатель:

- Уважаемые коллеги, что же еще помогает и играет важную роль в облегчении адаптации детей?

(Ответы коллег)

Воспитатель:

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения, необходимо сформировать у ребёнка положительную установку. Окружающая развивающая предметно-пространственная среда – это оболочка, в которой ребёнок адаптируется. Обустраивая групповое помещение для малышей, мы старались организовать пространство так, чтобы у детей формировался положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.

Как театр начинается с вешалки, так и наша группа – с уютной раздевалки. Весёлый паровозик из «Простоквашино» встречает детей по утрам. В приёмной комнате оформлен родительский уголок с информацией (советы, игры, рекомендации).

Для удобства организации разнообразной деятельности детей, группа разделена на центры.

Педагог-психолог:

- В сентябре мы провели психодиагностическое исследование «Адаптированность ребёнка к ДОУ», получены следующие результаты:

Низкий уровень – 64,4%;

Средний уровень – 18%;

Высокий уровень – 17,6%.

- Первое совместное детско-родительское мероприятие в «Родительской гостиной» прошло в октябре. Деловая игра «Адаптация ребёнка к детскому саду». Познакомили родителей, что такое адаптация, степени адаптации, с какими трудностями ребёнок сталкивается, и как нам всем вместе пройти этот период адаптации безболезненно.

Воспитатель:

- Второе детско-родительское мероприятие «Мамочка милая, мама моя» проходило в ноябре, посвященное Дню Матери. Мамы вместе с детьми участвовали в различных конкурсах, поиграли в пальчиковые, подвижные игры, показали театр по сказке «Репка».

- Но больше всего эмоций как у детей, так и у их родителей вызвала совместная работа «Цветок для мамы».

Педагог-психолог:

- В декабре мы вместе с родителями вышли на улицу для создания зимних построек. Родители с удовольствием приняли участие в «Зимних забавах».

- Совместно с детьми родители повесили кормушки для птиц и участвовали в конкурсе «Новогоднее окно».

Воспитатель:

- В январе мы провели мероприятие в форме НОД по физическому развития «Зайчики в зимнем лесу». Важно приобщить малыша к физическому воспитанию и приучать ребёнка к утренней гимнастике, а потом все мы вместе отправились в зимний лес.

Педагог-психолог:

- В феврале провели экспериментальную деятельность в «Родительской гостиной» под названием «Мыльные пузыри». Дети вместе с родителями отправились в лес на поиски мыльных пузырей.

- Были проведены игры эксперименты с водой, а затем родители вместе с детьми рисовали мыльными пузырями. Совместная деятельность была направлена на создание положительной обстановке в группе, снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности и тревоги.

Воспитатель:

- В марте в «Родительской гостиной» прошла театрализованная деятельность – «В гостях у сказки». Родители познакомились с различными видами театра.

Педагог-психолог:

- Один из эффективных способов развития мелкой моторики - это пальчиковые игры. Где ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают его. В апреле прошла встреча «Наши дружные пальчики». Где родители познакомились с пальчиковыми играми.

- Проанализировав результаты анкет в мае месяце мы получили результаты: высокий уровень – 82%; средний уровень – 18%, низкий уровень – отсутствует.

Воспитатель:

- Пришли к выводу, что проведение комплексных психолого-педагогических мероприятий позволило эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации, а также повысило компетентность родителей в вопросах организации и прохождения адаптационного периода.

II. Практическая часть

Педагог-психолог:

- Сейчас мы вам предлагаем поучаствовать и проиграть несколько элементов нашей «Родительской гостиной».

- Счастливчиками нашей «Родительской гостиной» станут коллеги, у которых есть счастливая эмоция «радость».

Педагог-психолог:

Игра «Клубочек

Цель: знакомство участников игры

- Напоминаю мы в роли родителей, и у нас дети младшего раннего возраста.

- Для того чтобы узнать друг друга у меня есть «волшебный клубок ниток». Обматываем ниточку вокруг пальца представляемся и рассказываем о своем ребёнке.

-Теперь мы все соединены ниточкой, но не простой ниточкой, а нитью, которая будет нас связывать на протяжении все года.

Педагог-психолог:

Игра «Мячи трудности»

Цель: дать понятие о трудностях, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад.

- Как вы думаете, что чувствует ребёнок, придя в детский сад?

-Чтобы понять, что чувствует ребёнок, мы предлагаем провести игру «Мячи трудности».

- Предлагаю поучаствовать 2 родителям

- Мячи в моей корзине – это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад.

- ощущение одиночества;

-незнакомая обстановка;

-незнакомые мальчики и девочки;

-незнакомые взрослые;

-недостаточно развиты навыки самообслуживания;

-новый режим дня;

-удобно ли вам держать в руках столько шариков?

- что вы чувствуете, если они падают?

- что вам хочется сделать?

(ответы коллег)

-Вот и нашим детям приходиться с толкнуться с такими трудностями. И мы как педагоги и родители, должны помочь пройти этот период безболезненно.

Воспитатель:

Игра «Педагог- «Какой Он»

Цель:

- Каким, на ваш взгляд, должен быть педагог, чтобы обрести доверие родителя и ребёнка. С помощью мяча мы охарактеризуем педагога.

Воспитатель:

Игра «Потешки»

- Достаточно легко установить контакт с ребёнком помогает фольклор. Русские народные потешки помогают нам в совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов – умывание, кормлении, а также в процессе игровой деятельности.

- Предлагаю поучаствовать 2 родителям.

Игра «Кто в кулачке»

Цель: развитие мелкой моторики руки, развитие успешной адаптации детей.

Раскрываем кисти рук и шевелим пальцами. Затем плотно сжимаем кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Большой палец убираем в кулак. Читаем стишок и вместе с ребенком выполняем движения:

Кто залез мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ку, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай

И в завершении мы предлагаем посмотреть на свои ладони и представить на одной улыбку на другой радость. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах.

Рефлексия

- Свое мнение прошу выразить в символах, которые разложены у вас в программе. Аргументируйте свой выбор.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Участники процесса адаптации: Образовательное учреждение (воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, заведующий, заместитель.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация.

Проект «Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством фольклора» (первая младшая группа) «Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством народного фольклора» Содержание 1. Вступление 2. Актуальность 3. Проблема.

Консультация «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского дошкольного учреждения» «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского дошкольного учреждения» Процесс перехода ребенка из семьи в детское.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ. Материал: крышечки.

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Мастер-класс: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности. Согласно ФГОС, использование.

Мастер-класс «Веселые скрепки. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс «Веселые скрепки. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».Одним из показателей и условий хорошего физического.

Роль взаимодействия педагога с семьей в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст- это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают.

Взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Подготовила: Кучканова Елена Владимировна воспитатель МБОУ «Селищинская СОШ» Важнейшим фактором воздействия на здоровье и развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 11:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Мартюшева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД