Анна Мартюшева
Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст признан особо важным
периодом в развитии ребёнка,
«возраст нераскрытых резервов»
Е. О. Смирнова психолог, профессор
Цель: способствовать повышению профессиональных компетенций педагогов через трансляцию опыта работы по теме
Задачи:
1. Познакомить педагогов с методами и приемами работы «Родительской гостиной».
2. Создать условия, обеспечивающие психологический комфорт всех участников мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс „Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
3. Познакомить с играми, способствующими позитивной адаптации детей к ДОУ.
4. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученный опыт в своей педагогической практике.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, символы смайлики «радость», «вопросительный знак», «восклицательный знак», клубок ниток, мячи, кукла, картинки с потешками.
Ход мастер – класса
I. Теоретическая часть
Педагог-психолог:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста через активное взаимодействие с семьей»
Проблема адаптации была актуальна на протяжении ряда лет и в нашем дошкольном учреждении. Приводя ребенка в детский сад, мамы проявляли беспокойство по поводу того, что их любимое чадо начинало громко плакать. Мы были обеспокоены повышенной тревогой со стороны родителей, и пришли к выводу, что это вызвано тем, что они мало информированы в вопросах адаптации. Надо было, как-то менять сложившуюся ситуацию. Мы начали работу с консультации «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ», в ходе которой выделили наиболее важные задачи и пути их решения. Продумали психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах адаптации и запланировали различные формы работы с родителями под названием «Родительская гостиная», с которой мы сегодня вас познакомим. Рассчитана на учебный год, по встрече в месяц.
Педагог-психолог:
- Уважаемые коллеги, что такое адаптация?
(Ответы коллег)
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.
Педагог-психолог:
- Какие два критерия способствуют успешной адаптации?
(Ответы коллег)
Выделяют два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Педагог-психолог:
- Каким детям адаптироваться легче?
(Ответы коллег)
- Чьи родители готовили детей заранее к посещению детского сада. За несколько месяцев до этого события (родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада и т. д.). Навыки самообслуживания,
- По каким признакам можно говорить, что ребёнок адаптировался к детскому саду?
(Ответы коллег)
- Преобладает эмоционально – положительное настроение, сон, питание.
Воспитатель:
- Уважаемые коллеги, что же еще помогает и играет важную роль в облегчении адаптации детей?
(Ответы коллег)
Воспитатель:
Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения, необходимо сформировать у ребёнка положительную установку. Окружающая развивающая предметно-пространственная среда – это оболочка, в которой ребёнок адаптируется. Обустраивая групповое помещение для малышей, мы старались организовать пространство так, чтобы у детей формировался положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
Как театр начинается с вешалки, так и наша группа – с уютной раздевалки. Весёлый паровозик из «Простоквашино» встречает детей по утрам. В приёмной комнате оформлен родительский уголок с информацией (советы, игры, рекомендации).
Для удобства организации разнообразной деятельности детей, группа разделена на центры.
Педагог-психолог:
- В сентябре мы провели психодиагностическое исследование «Адаптированность ребёнка к ДОУ», получены следующие результаты:
Низкий уровень – 64,4%;
Средний уровень – 18%;
Высокий уровень – 17,6%.
- Первое совместное детско-родительское мероприятие в «Родительской гостиной» прошло в октябре. Деловая игра «Адаптация ребёнка к детскому саду». Познакомили родителей, что такое адаптация, степени адаптации, с какими трудностями ребёнок сталкивается, и как нам всем вместе пройти этот период адаптации безболезненно.
Воспитатель:
- Второе детско-родительское мероприятие «Мамочка милая, мама моя» проходило в ноябре, посвященное Дню Матери. Мамы вместе с детьми участвовали в различных конкурсах, поиграли в пальчиковые, подвижные игры, показали театр по сказке «Репка».
- Но больше всего эмоций как у детей, так и у их родителей вызвала совместная работа «Цветок для мамы».
Педагог-психолог:
- В декабре мы вместе с родителями вышли на улицу для создания зимних построек. Родители с удовольствием приняли участие в «Зимних забавах».
- Совместно с детьми родители повесили кормушки для птиц и участвовали в конкурсе «Новогоднее окно».
Воспитатель:
- В январе мы провели мероприятие в форме НОД по физическому развития «Зайчики в зимнем лесу». Важно приобщить малыша к физическому воспитанию и приучать ребёнка к утренней гимнастике, а потом все мы вместе отправились в зимний лес.
Педагог-психолог:
- В феврале провели экспериментальную деятельность в «Родительской гостиной» под названием «Мыльные пузыри». Дети вместе с родителями отправились в лес на поиски мыльных пузырей.
- Были проведены игры эксперименты с водой, а затем родители вместе с детьми рисовали мыльными пузырями. Совместная деятельность была направлена на создание положительной обстановке в группе, снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности и тревоги.
Воспитатель:
- В марте в «Родительской гостиной» прошла театрализованная деятельность – «В гостях у сказки». Родители познакомились с различными видами театра.
Педагог-психолог:
- Один из эффективных способов развития мелкой моторики - это пальчиковые игры. Где ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают его. В апреле прошла встреча «Наши дружные пальчики». Где родители познакомились с пальчиковыми играми.
- Проанализировав результаты анкет в мае месяце мы получили результаты: высокий уровень – 82%; средний уровень – 18%, низкий уровень – отсутствует.
Воспитатель:
- Пришли к выводу, что проведение комплексных психолого-педагогических мероприятий позволило эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации, а также повысило компетентность родителей в вопросах организации и прохождения адаптационного периода.
II. Практическая часть
Педагог-психолог:
- Сейчас мы вам предлагаем поучаствовать и проиграть несколько элементов нашей «Родительской гостиной».
- Счастливчиками нашей «Родительской гостиной» станут коллеги, у которых есть счастливая эмоция «радость».
Педагог-психолог:
Игра «Клубочек
Цель: знакомство участников игры
- Напоминаю мы в роли родителей, и у нас дети младшего раннего возраста.
- Для того чтобы узнать друг друга у меня есть «волшебный клубок ниток». Обматываем ниточку вокруг пальца представляемся и рассказываем о своем ребёнке.
-Теперь мы все соединены ниточкой, но не простой ниточкой, а нитью, которая будет нас связывать на протяжении все года.
Педагог-психолог:
Игра «Мячи трудности»
Цель: дать понятие о трудностях, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад.
- Как вы думаете, что чувствует ребёнок, придя в детский сад?
-Чтобы понять, что чувствует ребёнок, мы предлагаем провести игру «Мячи трудности».
- Предлагаю поучаствовать 2 родителям
- Мячи в моей корзине – это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад.
- ощущение одиночества;
-незнакомая обстановка;
-незнакомые мальчики и девочки;
-незнакомые взрослые;
-недостаточно развиты навыки самообслуживания;
-новый режим дня;
-удобно ли вам держать в руках столько шариков?
- что вы чувствуете, если они падают?
- что вам хочется сделать?
(ответы коллег)
-Вот и нашим детям приходиться с толкнуться с такими трудностями. И мы как педагоги и родители, должны помочь пройти этот период безболезненно.
Воспитатель:
Игра «Педагог- «Какой Он»
Цель:
- Каким, на ваш взгляд, должен быть педагог, чтобы обрести доверие родителя и ребёнка. С помощью мяча мы охарактеризуем педагога.
Воспитатель:
Игра «Потешки»
- Достаточно легко установить контакт с ребёнком помогает фольклор. Русские народные потешки помогают нам в совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов – умывание, кормлении, а также в процессе игровой деятельности.
- Предлагаю поучаствовать 2 родителям.
Игра «Кто в кулачке»
Цель: развитие мелкой моторики руки, развитие успешной адаптации детей.
Раскрываем кисти рук и шевелим пальцами. Затем плотно сжимаем кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Большой палец убираем в кулак. Читаем стишок и вместе с ребенком выполняем движения:
Кто залез мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок?
Ну-ку, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай
И в завершении мы предлагаем посмотреть на свои ладони и представить на одной улыбку на другой радость. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах.
Рефлексия
- Свое мнение прошу выразить в символах, которые разложены у вас в программе. Аргументируйте свой выбор.