РЕГИНА ПАНАХОВА
Мастер-класс для родителей «Ум на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
Цель : Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в
раннем возрасте.
Задачи
: Донести до родителей, значение развития мелкой моторики и помочь
овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование
дома. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого
Публикация «Мастер-класс для родителей „Ум на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики,
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного
мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии
элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать
пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном
возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки
должна стать важной частью подготовки к школе.
Первое, с чем встречается ребенок, приходя в группу детского сада, - это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных «застежек», «шнуровок», конструкторов и мозаик, мы вам предлагаем:
- мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые);
- пробки от пластиковых бутылок;
- веревки для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
- игрушки типа копилок – для попадания в прорезь мелкими предметами;
- кинетический песок.
- пазлы.
- деревянные пазлы
- конструктор фигурный.
- тактильные доски
Для достижения положительных результатов по развитию кистей и пальцев рук, мы используем различные формы и виды упражнений.
Виды упражнений, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук :
1. Самомассаж пальчиков без предметов.
2. Самомассаж подушечек пальцев предметами. (зубными щетками, губкой, прищепками). Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.
3. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
4. Игры – манипуляции. Эти упражнения развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
6. Пальчиковые инсценировки. Расскажи стихи руками. Развиваем свободу и раскованность движений, образное мышление, внимание, координацию речи с движением.
Массаж для пальчиков.
Взять носовой платок, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый
мешочек) комкаем так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Два грецких ореха держим в одной руке, и вращаем их один вокруг другого.
Антистрессовый массаж.
1. Нажимаем на флангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева.
2. Массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз
Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, нанизывание бус, игры с мозаикой и др.
Весь материал лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. В текстах присутствуют веселые, забавные, озорные образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов. Работу по развитию кистей рук проводим систематически по 3-5 минут ежедневно:
упражнения для развития мелкой моторики включаем в занятия логопеда и воспитателей
;
игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
Изобразительная деятельность. Раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка
Выполняя различные виды упражнений для развития мелкой моторики рук, мы регулярно стимулируем действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей, совершенствуется внимание и память, тесно связанные с речью, облегчаю будущим школьникам усвоение навыков письма.
Каждый родитель получает рекомендации по проведению игр-разминок с детьми третьего, четвертого года жизни для развития мелкой моторики.