Елена Гурьянова
Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музей-это смесь искусства и истории,
филологии и басни, документа и романа, которая
посылает нам через многие годы луч света и доносит
уникальные по ценности опыт и знания».
Ф. Дзери.
Актуальность.
В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа-средой. Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка.
Публикация «Программа по самообразованию: „Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Проведя диагностику, я выявила следующие показатели:
Образовательная область Познавательная активность
Учебный год
высокая средняя низкая
2012-2013 уч. год 22% 56% 22%
Основываясь на данных диагностики, я сделала выводы, что у детей не достаточно развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения.
С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму как мини-музей.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства.
Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос-анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии. Поэтому я решила использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе своей группы.
Цель самообразования.
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.
Задачи самообразования.
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
3. Сформировать у дошкольников представление о музее.
4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.
5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.
6. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
7. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников.
Предполагаемый результат:
1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;
2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:
а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;
б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;
в) организацию встреч с интересными людьми.
4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Этапы работы.
Этапы Содержание работы Сроки
Теоретический 1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
2. Постановкапроблемы. 2013г.
Практический 1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Проектирование результатов. 2013-2014г.
Обобщающий 1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме.
3. Представление материалов.
2014-2015 г.
Внедренческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространения опыта среди коллег.
2015 г.
1. Теоретический этап.
Изучение методической литературы.
№п/п Автор Название
1 Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке». «Мир Музея». (2005г)
2 Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.
3 Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.
4 Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.
5 Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2000 г.
6 Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.
7 Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование работы». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г.
8 Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.
9 Гогиберидзе. Г. М. «Формирование музейной педагогики». 2007г.
10 Рыжова Н. А. «Музейная педагогика в детском саду».
11 Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.
12 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.
13 Интернет-ресурсы.
2. Практический этап.
Форма работы Содержание работы Сроки
Анализ уровня профессиональной компетентности
Изучение имеющейся литературы.
Семинар на тему: «Создание мини-музея».
Определение темы музея.
Составление перспективного планирования работы.
«Сказка в гости к нам спешит».
Декабрь.
2013 г.
Взаимодействие с дошкольниками
Проведение НОД на темы:
Чтение художественной литературы:
Дидактические игры :
Инсценирование сказок:
Экскурсия в мини-музей детей раннего возраста.
Самостоятельная деятельность в музее.
Чтение стихов, загадок о сказках. «На полянку пойдём, там сказку найдём».
«Заюшкина избушка».
«Сказка за сказкой».
«Три медведя».
«Рукавичка», «Жихарка», «Заюшкина избушка» и т. д.
«Расскажи сказку», «Что сначала, что потом».
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Декабрь.
2013 г.
Взаимодействие с родителями
Родительское собрание.
Анкетирование.
Консультации.
Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сказкам.
Участие родителей в выставке рисунков.
Участие в сборе экспонатов. «Мини-музей-новая форма работы».
«Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка».
«Музей и дети».
«Русские народные сказки».
Декабрь. 2013 г.
Обогащение предметно-развивающей среды
Оформление альбома.
Оформление наглядной информации.
Изготовление атрибутов для театра.
Оформление мини-музея.
Работа в методическом кабинете. «Сказки».
Пополнение информационного материала.
«Сказка в гости к нам спешит».
Подбор и оформление наглядной информации для родителей по содержанию.
Декабрь. 2013г.
Изучение имеющейся литературы.
Определение темы мини-музея.
Разработка плана работы музея.
Проведение тематических бесед.
«Книга-наш друг». Февраль. 2014г.
Взаимодействие с дошкольниками
Проведение НОД по темам:
Экскурсия в библиотеку.
Выставка.
«Конкурс чтецов».
Литературная викторина. «Такие разные книги».
«Может сказка, может быль».
«История возникновения бумаги».
«Путешествие в мир книги».
«Книжка-малышка в подарок младшим детишкам».
«Любимая книжка любимого писателя».
«В мире сказок».
Февраль. 2014г.
Взаимодействие с родителями
Консультация.
Консультация логопеда.
Анкетирование.
Родительское собрание на тему:
Участие в сборе для музея.
Мастер-класс по изготовлению «книжек-малышек».
Конкурс рисунков к любимому произведению. «Программное содержание обучения и воспитания детей старшего возраста».
«Приобщения ребёнка к книге».
«Книга в семье».
«Приобщение ребёнка к книге».
Февраль. 2014г.
Обогащение предметно-развивающей среды
Оформление наглядной информации.
Сбор экспонатов.
Изготовление «книжек-малышек», дидактических игр. Февраль. 2014г.
Изучение методической литературы.
Определение темы мини-музея.
Работа в методическом кабинете.
Участие в смотре-конкурсе мини-музеев.
Обмен опытом участников проекта.
«Мир времени».
Подбор и оформление материала наглядной информации.
Сентябрь. 2014г. -Май. 2015г.
Взаимодействие с дошкольниками
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Проведение НОД по темам:
Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр:
Создание альбома.
Досуг.
Д/ игры:
Самостоятельная деятельность детей в мини-музее. «Что мы знаю о часах», «Какие бывают часы».
«Тик-так». Анофриев., «Стихи о человеке и его часах». С. Баруздин.
«Настенные часы с кукушкой»,
«История часов».
«Московские куранты».
«Путешествие в прошлое часов».
«Волшебные часы».
«Экскурсия в музей часов».
«Магазин часов», «Часовая мастерская».
«Часы».
«Путешествие в мир часов».
«Каждому предмету своё место». «Назови соседей».
«Успей вовремя».
Октябрь-Март. 2014-2015г.
Взаимодействие с родителями
Консультация.
Семинар-практикум.
Мастер-класс по изготовлению часов.
Участие в развлечении.
Участие в изготовлении часов. «Идём в музей».
«Мини-музей «Мир времени».
«История часов». 2014-2015г.
Обогащение предметно-развивающей среды
Сбор экспонатов для мини-музея.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр:
Изготовление альбома.
Создание презентации.
«Фабрика часов».
«Магазин часов».
«Самые известные часы в мире».
«Путешествие в прошлое часов».
2014-2015 г.
Выводы по итогам работы над методической темой.
Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп, которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».
Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.
Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы семьями.