Жанна Макарова
Мастер-класс с педагогами «Социо-игровая технология — средство коммуникативного развития детей с нарушениями в поведении«
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: социальный педагог
Макарова Ж. С.
Цель: Пробуждение интереса педагогов к использованию социоигровой технологии в процессе социально-коммуникативного развития детей с нарушениями в поведении.
Оборудование: рукавички для деления на группы, волшебный сундучок.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Он посвящен теме социоигровой технологии - как эффективному средству социально-коммуникативного развития детей с нарушениями в поведении.
Теоретическая часть.
Реализуя ФГОС дошкольного образования, мы понимаем, необходимость использования в педагогической работе, как традиционных методов, так и методов направленных на развитие социально-коммуникативной компетентности детей через их совместную игровую, коммуникативную, продуктивную, исследовательскую деятельность.
Педагоги создают условия для социально-коммуникативного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится организация условий совместной деятельности детей. Этому способствует современные игротехники. Например, социо-игровая технология, авторами которой являются: Е. Шулешко и др.
Игротехника - это организация образовательной деятельности через игру между микро группами детей и одновременно в каждой из них (то есть малыми социумами - отсюда и термин социо-игровая).
Данная технология способствует :
• проявлению самоорганизованности, инициативы;
• коммуникативному общению и объединению детей друг с другом;
• позволяет неуверенным детям преодолеть нерешительность.
Правильно подобранные педагогом игровые задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, умений, развитию навыков у детей с нарушениями в поведении.
Данная игротехника предполагает определенную последовательность проведения игр:
1. Игры-задания для «рабочего настроя».
2. Игры для «социоигрового приобщения к делу» могут быть дополнены образовательным материалом, который в играх вполне эффективно усваивается.
3. Игровые «разминки-зарядки» по принципу всеобщей доступности, ритмичности.
4. Игры для «творческого самоутверждения» и взаимодействия в микрогруппах.
5. «Свободные» игры-упражнения - подвижные игры, требующие достаточного простора, передвижения.
Планируя социо-игровой тренинг необходимо учитывать:
Взаимосвязь и последовательность выбранного материала.
Постепенное усложнение.
Разнообразие, чередование различных видов активности (необходимо перемежать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными).
Использовать различную процедуру деления группы на подгруппы, например применить прием случайного отбора - доставание из объемного предмета различных фигурок, из волшебного мешочка фантики и т. п. Можно разрешить детям формировать подгруппы по своему усмотрению. Но в последнем варианте нужно позаботиться о том, чтобы избежать возникновения замкнутых группировок.
Временные рамки (определите в какое время будет проходить игровое коммуникативное мероприятие и его продолжительность).
План обязательно должен быть гибким. Эта гибкость исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказывать свое мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Изменения в план могут вноситься как в начале, так и в процессе групповой, микрогрупповой работы.
Основные принципы проведения игротренинга:
Принцип свободного участия.
Принцип взаимного уважения (высказываем свои мысли, предложения, выслушиваем каждого, каждый имеет право выбора, спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования).
Принцип осознанности. Перед началом коммуникативного тренинга, ведущий объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.
Принцип рефлексии. Можно придумать свой способ оценки каждой игры (аплодисменты, поднятый вверх большой палец и т. д.). После подведения итогов выполняется финальное упражнение. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки… передать определенное движение друг другу. А можно коллективно выполнить какие-либо движения. Можно спеть хором песню, которая нравится детям. Все зависит от фантазии педагога, главное, чтобы финальное упражнение вызвало и стабилизировало приятные эмоциональные реакции.
Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы социо-игротренинга.
Практическая часть.
Для этого я вам предлагаю представить себя детьми старшего дошкольного возраста и поиграть в игры данной технологии. Уважаемые коллеги, давайте встанем в круг.
Давайте сначала поприветствуем друг друга. Приветствие выполняет важные функции установления эмоционально-позитивного контакта друг с другом и формирует взаимный интерес. Приветствие адресуется индивидуально участнику, выделяя тем самым его значимость. Инициатива принадлежит педагогу. Поздороваться друг с другом можно различными способами. А мы будем передавать приветствие друг другу, подмигнув друг другу.
В технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.
Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Мы с тобой похожи».
Цель: развитие наблюдательности, продолжать создавать условия, при которых дети будут лучше узнавать друг друга.
Ход игры: Ведущий: «Ребята, встаньте рядом друг с другом и пожмите друг другу руки (далее поменяйтесь местами, далее попрыгайте и подмигните друг другу, похлопайте и произнесите «ку-ка-ре-ку» и т. п.) те, кто.».
любит кататься на велосипеде;
радуется солнышку;
любить конструировать;
у кого есть сестра (брат); и т. п.
Итак, во время игры мы выполнили три золотых принципа социоигровой технологии :
1. Двигательная активность обучаемых (почему нравилась, потому что мы двигались).
2. Смена мезасцен и ролей в ходе деятельности (нам нравилось играть в разных местах, менялись ведущие и роли).
3. Работа в малых группах (играли небольшой группой).
Педагогу в работе с детьми нужно придерживаться данных принципов, чтобы все получилось.
Когда дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к следующему этапу.
Давайте вспомним способы деления на группы:
Прием «Деление поровну» предполагает разделение чего-либо на равные части (карандашей, фигурок, пространства, разноцветного цветка и др.). Можно поиграть в игры «Разрезная картинка», рукавички, фишечки - направленные на объединение детей в микрогруппы. Можно объединиться в группы по цвету волос, цвету глаз, кто в какое время года родился и т. д. Мы с вами объединились в 2 подгруппы.
Поиграем теперь в игру «Найди свою семью». Для этого каждый берет себе предмет из волшебного сундучка и на счет пять находит свою семью. Помним, что семьи должно быть две.
Каждая семья собирается и придумывает фразу согласно своим предметам.
Комментарии : В этой игре каждый чувствует свою значимость для группы, сообща решают общие задачи.
Игра «Превращение-перевоплощение» Покажите в движениях, мимикой, жестами образ. Изобразите его так, чтобы другая команда узнала название (корова жует травку, собака что-то нюхает, курица клюет и т. п.)
Комментарий : Данный прием способствует развитию творческого мышления, фантазии, соблюдается работа с малой группой, не ограничивается место проведения.
Игра «Наш рисунок»
Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» - начинает выстраивать рисунок. Главное нельзя разговаривать во время выполнения задания, командовать, все работают одновременно. За этим следит другая команда.
1 команда
Ведущий: Изобразите, пожалуйста, с помощью совместных построений, фигуры-рисунки.
-постройте солнышко, молодцы!
-постройте цветок, молодцы!
-постройте елочку, молодцы!
2 команда
- постройте блинчик, молодцы!
-постройте бантик, молодцы!
- постройте, изобразив кошечку, молодцы!
Комментарии : В этой игре каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Задание дает возможность отрабатывать способность внимательно относиться друг к другу, слаженно действовать, учитывая, мнение друг друга. Всегда есть возможность исправления своей ошибки.
Игра «Воздушные шарики»
Игра проводится в свободном пространстве. Каждый участник складывает руки на поясе, либо на груди, либо за спиной и превращается в воздушный шарик. При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два шарика соприкоснулись, значит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе.
Игра «Давай вместе!».
Игра проводится в тройках-четверках (в зависимости от количества участников). Один ребенок из микрогруппы – ведущий, обладатель игрушки. Другие 2-3 ребенка из микрогруппы хотят вместе придумать игру, используя игрушку. Задача участников микрогрупп, договориться с ведущим микрогруппы играть вместе. Каждый ребенок становится ведущим с новой игрушкой, которую он представляет, как свою любимую.
Комментарий : игра помогает отрабатывать детям навыки эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать, смена водящего дает возможность замкнутым детям побыть в роли ведущего. Дети учатся дружно действовать.
Заключительная часть.
Организуя мастер-класс я использовала правила социо - игровой технологии : работа в малых группах, смена лидера, смена заданий, интеграция видов деятельности.
В социо-игровом тренинге педагог создает ситуации, когда детям хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и закрепления.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. Приёмы, предлагаемые данной технологией строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации взаимодействия детей друг с другом.
Применение данной технологии создает условия формирования у детей навыка признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолевать неуверенность, нерешительность, объяснять и убедить в уместности своей позиции.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги, давайте завершим наш коммуникативный социотренинг упражнением. Передавая этот «золотой ключик» тайны человеческого общения, закончите, пожалуйста, предложение: «Я буду (или не буду) использовать социоигровую технологию, потому что…»
Закончить мероприятие хочется высказыванием, о том, что «Самая важная часть воспитания - образование характера» К. Д. Ушинский
Спасибо за участие!