Оля Анкудинова
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Цель мастер-класса : демонстрация использования опытов в экспериментальной деятельности в детском саду.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», цель которого демонстрация использования опытов в экспериментальной деятельности в детском саду.
Публикация «Мастер-класс с педагогами по экспериментированию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, небольшими подгруппами, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника.
В своей деятельности работая по ФГОС, я использую системно - деятельностный подход, он включает в себя не только исследование, и поисковую деятельность, но и эксперимент. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер- класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Чтобы организация совместной экспериментальной деятельности, дала положительные результаты, я стараюсь соблюдать два важных условия: становлюсь реальным участником, а не только его руководителем и стараюсь придать ему творческий характер. Итак, для мастер-класса мне нужны 4 человека. Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в сказку.
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке к озеру. Вдруг утёнок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке. А вы хотите увидеть как резвились эти рыбки.
Опыт № 1.
Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Здесь можно организовать беседу с детьми. Что происходит? Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?
Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Можно использовать виноград (пластилин). Такие опыты я провожу не только с детьми, но и с родителями на собраниях, чтобы у родителей тоже возник интерес и желание экспериментировать дома.
Продолжаю сказку.
На этом же озере плавало много загадочных цветов. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Здесь можно спросить детей: А вы как думайте? И проверить их предположения. А почему она не тонет?
Дело в том, что дерево и вода имеют разную плотность. Дерево не тонет потому, что легче воды, иначе говоря, что его плотность меньше плотности воды. Этот опыт я использую на занятиях ФЭМП.
А как вы думайте, в какой воде плавать легче: морской ли речной? Почему? Выслушать предположения детей.
Оказывается, соленая вода имеет еще большую плотность, и сейчас мы это увидим в следующем опыте.
Опыт №2
Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Сказка продолжается.
Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. А вы хотите увидеть как они распускались.
Опыт № 3.
На столах у вас лежат заготовки не распустившихся цветов, А теперь опустите цветы на воду, налитую в таз. Опять же задаём вопросы, выслушать предположения детей и делаем вывод. (Что происходит? А почему) Этот опыт я использую на занятиях по ознакомлению с миром природы, когда знакомлю детей со значением воды, значением полива для растении.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Продолжаем нашу сказку.
Опыт № 4
Утенок качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду, которые хотел вам подарить, уважаемые коллеги, как мы можем достать их не замочив рук? (ваши способы очень интересные, предлагаю магниты) я дарю вам булавочки и хочу, чтобы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу. Спасибо за участие.
Рефлексия
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.
Сейчас я предлагаю с помощью магнитов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.
Итог:
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
Спасибо за внимание!