Юлия Борисовна Тарасова
Консультация для воспитателей «Метод ММЧ (ТРИЗ) и его использование в экологическом образовании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование маленькими человечками.
В ТРИЗ разработан метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод моделирования маленькими человечками (ММЧ).
Моделирование маленькими человечками позволяет каждому из играю-щих испытать на себе, что чувствует моделируемый объект; не только объяснить ребенку окружающие его явления, но и наглядно показать их изменения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Метод ММЧ (ТРИЗ) и его использование в экологическом образовании дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Использование внешних символических заместителей в виде маленьких человечков переходит постепенно в использование заместителей внутренних, образных, что разрешает применять моделирование не только для объяснения окружающих процессов и природных явлений, но и для решения разнообразных задач.
Сущность используемого метода ММЧ состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. (Почему человечки, а не вещества, микробы, атомы? Потому что человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.) При моделировании можно поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.
Сообщите детям, что все окружающее их и даже они сами состоят из маленьких-маленьких человечков. Они не всегда видны, но они есть и очень похожи на детей (людей). Предложите детям подуть на ладошки, и они почувствуют, как бегут по ладошкам воздушные человечки. Посмотрите с детьми, как колышется воздух над горячей плитой,— выходит пар из чайника, и они увидят движение горячих человечков. А на тонких тюлевых шторах хорошо видно, как тканевые человечки держатся за руки.
1. Можно строить различные модели из заранее заготовленных карточек с изображенными на них наиболее часто встречающимися человечками, разными по характеру и свойств.
Обозначения целесообразно придумать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть опреде-ленные правила, которым нужно следовать:
• так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством— держать форму, то они держатся за руки, причем человечки камня дер-жатся крепче, чем человечки стекла (на карточках-символах руки эти человечков опущены вниз);
• человечки молока, чая, воды, киселя и т. д. — человечки-капельки; они принимают форму того сосуда, в который их наливают; эти человечки не держатся за руки; руки у них на
поясе;
• воздушные человечки постоянно в движении: они все время куда-то
бегут, летят (газ, дым, пар, запах); обозначения у них могут быть любые; главное, чтобы они были в движении.
2. Можно изображения человечков нанести на кубики, тогда модели строятся картинкой к себе, а с другой стороны появится модель-загадка «Что там?»
3. Человечков можно рисовать, но обычно дошкольники (особенно де-вочки) увлекаются подробностями изображения и забывают, что хотели моделировать. Кроме того, каждый ребенок рисует свое изображение-обозначение. Поэтому целесообразно для общего пользования выбрать самое интересное и характерное изображение.
4. Можно использовать в роли маленьких человечков самих детей. Каждый ребенок берет на себя роль определенного человечка и взаимо-действует с другими согласно выбранной роли. Модели становятся динамичными, дети через движение, взаимодействие чувствуют перемены, переходят из одной роли в другую, отражая изменения в модели; попутно идет отработка мимики, жестов, выразительности движений для театрализованной деятельности.
Этот вариант моделирования можно использовать уже в младшей группе.
5. Если события развиваются во времени, целесообразно сделать не-сколько последовательных моделей: было — есть — будет.
При построении модели в виде маленьких человечков можно изобразить :
1) подробную модель, в которой передаются внешние очертания моделируемого предмета ;
2) модель задачи, в которой необходимо увидеть ближайшие ресурсы ;
3) модель с изменяемыми элементами;
4) минимальное количество человечков, отражающих совокупность внутренних веществ (каждое вещество обо-значается одним человечком) .
Последовательность работы.
1. Постройте с детьми простейшие модели, в которых участвуют человечки одного вещества. Рассмотрев и проанализировав свойства этого вещества, можно сравнить его с аналогичными. В каждом случае дети становятся сами этим веществом, продумывают соединения, характер, взаимо-действия.
2. Следующий шаг работы —моделирование взаимодействий двух веществ, например чая с молоком.
3. Освоив эти модели, дети могут моделировать сложные взаимодействия и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в
другое.
Аналогично можно рассмотреть и обыграть изменения состояния сахара.
Использование ММЧ в экологическом образовании детей.
С помощью ММЧ можно объяснить детям сущность того или иного процесса или ситуации, интересно проводить познавательные занятия, занятия-эксперименты, Например:
1) Вот задача. У одной волшебницы, которая жила далеко-далеко на Севере, дома было много самой разной посуды, замечательно красивой посуды. К волшебнице часто приезжали гости, и некоторые из них делали так. Возьмут чашечку потихонечку, спрячут под халат, а потом положат в карман. И думают при этом: «Какая красивая чашка! У волшебницы таких чашек много, она не заметит». Приезжают они домой и говорят: «Я привез замечательную чашку!» Ставят чашку на стол. Только начался пир, смотрят, а ее уже нет. Куда исчезла чашка? Какая это была чашка?
Давайте составим модель чашки из маленьких человечков. Может быть, они нам расскажут, куда девалась чашка. Чашка какая? Фарфоровая? Нет, в задаче об этом не сказано. Чашка твердая, иначе она бы не удерживала воду. Значит, строим чашку из твердых человечков. (Строят модель чашки.) Чашка есть. Давайте нальем в нее вкусного лимонада. Какими будут человечки? (Строят модель лимонада из жидких ярких человечков.) Красивая модель получилась.
Выпил гость у волшебницы лимонад, сунул чашку в карман и поехал домой. Пока ехал в санях, чашка была. Она исчезла, как только ее поставили на стол. Что произошло? Покажите. Человечки разбежались. Как это произошло? Ведь они были твердые, крепко держались за руки. А тут руки опустили, на кусочки рассыпались и по одному убежали. (Дети показывают, как чашка разбегается.) Если вы опустили руки, разбежались, вы какими человечками стали? Жидкими, водными. Что вместо чашки осталось на столе? (Лужица.) Если чашка стала жидкой, все человечки разбежались? (Нет, некоторые остались на столе: они не добежали до края или побоялись убегать.)
Значит, на столе есть маленькая лужа. Так почему чашка пропала? Из чего была посуда у волшебницы? Почему посуда не таяла (человечки не разбегались) у нее дома? Какую жидкость наливали в нее? А когда налили горячую?
Встаньте рядом, прижмитесь друг к другу. Кто из вас горячий человечек? Кто холодный? Каждый из вас чувствует другого? Что происходит?
Холодный. Я чувствую тепло, сейчас нагреюсь и могу растаять.
Теплый. А мне холодно с той стороны, где холодный человечек. Если прибавить еще одного теплого человечка, тогда мне тоже не будет холодно.
Холодный. А если прибавить холодного, мы тебя заморозим.
Дети, рассуждая и перестраивая модели, познают изменения, происходящие в природе: переход твердого вещества в жидкое, и наоборот.
2) фрагмент занятий.
Жили-были в тучке маленькие капельки-человечки. Их было очень много. Они были веселые, непоседливые, легкие. Однажды, разыгравшись, они не заметили, что оторвались от тучки и падают на землю. Но и на земле им не хотелось расставаться друг с другом. И те капельки-человечки, что упали далеко, побежали к своим друзьям. А когда собрались все вместе, получился ручеек. Обрадовались, что они опять все вместе, зажурчали, зашептались и побежали дальше — посмотреть: что там?
Бежали, бежали и прибежали к реке. Хорошо, что река была расположена ниже того места, где упали человечки-капельки, а то бы вверх было очень тяжело бежать, не добежали бы человечки до своих друзей.
А в речке таких же водных веселых человечков еще больше. Обрадовались они встрече и давай веселиться, прыгать, перескакивать друг через друга. Речка забурлила, зашумела. Но постепенно человечки устали и успокоились. Решили отдохнуть. И вдруг почувствовали, как похолодало. Это морозные человечки очень хотели с ними поиграть, но, пока водные прыгали, морозные не могли их ухватить, подойти к ним. А теперь, когда водные человечки устали и успокоились, морозные сели рядом, обняли водных. Водные, почувствовав, что замерзают, стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться. Они так тесно прижались, что превратились в лед. Но человечки не расстраивались. За лето они устали и захотели отдохнуть. Человечки знали, что пройдет время и вновь пригреет солнце, им станет тепло и можно будет бегать и кувыркаться, играть в любые игры. И даже навестить бабушку-тучку.