Лилия Терентьева
Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Осторожные сказки“, Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.
2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии.
Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с помощью сказок, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.
План проведения мастер класса.
I. Обоснование темы.
II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.
III. Совместное моделирование.
IV. Рефлексия.
Организация мастер-класса
Первый этап. Обоснование темы.
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги.
Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.
Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.
Мастер: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.
Упражнение «Мозговой штурм».
У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по одинаковым картинкам (Пера-Богатырь, Зарни-Ань)
Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам угадать название сказки. (Участники мастер-класса, по словам называют сказку.)
Слова 1 подгруппе.
1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);
Три брата, сестра, Экса. («Три брата и сестра»);
2. Заяц, лиса, мука. («Колобок»);
Мышь, сорока, лодка. («Мышь и сорока»);
3. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);
Лиса, заяц, плот. («Лиса и заяц»);
Слова 2 подгруппе.
1. Маша, короб, пирожки. («Маша и медведь»);
Три сестры, чучело, сундук. («Медвежьи няньки»);
2. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);
Фома, Ёма, лиса. («Фома»);
3. Мачеха, ведро, колодец. («Мороз Иванович»);
Клубок, Ёма, две сестры. («Ёма и две сестры»);
Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.
Мастер: Перед вами, уважаемые коллеги, названия сказок.
- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?
Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.
1. Опасные контакты с незнакомцами.
(«Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»)
2. Один дома.
(«Кот, петух и лиса»)
3. Пожарная безопасность.
(«Кошкин дом», «Фома»)
4. Безопасность на воде.
(«Пузырь соломинка и лапоть», «Мышь и сорока», «Мышь, лапоть и пузырь», «Лиса и заяц», «Ема и две сестры», «Мороз Иванович»)
5. Безопасность в лесу.
(«Три брата и сестра», «Маша и медведь», «Медвежьи няньки»)
Мастер: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.
Вопросы к участникам.
Мастер: Скажите:
1. команда - Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?
Емеля. Буратино. Пьеро.
2. команда- Какой сказочный персонаж поджег соломенный сноп и ведьма сгорела?
Лиса, Марпида-царевна, Гундыр.
1. - От чего подешевела лисья шкура?
От линьки, от голода, от березовых прутьев.
2. - Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?
Гвоздем. Шилом. Веретеном.
1. - По какой причине произошел пожар в доме кошки?
Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.
2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершили три брата?
Напились из лужицы, залезли на березы, прыгали через костер.
1. - Какие сказочные герои пытались помочь сестрам убежать от медведей?
Баран, лошадь, кот, бычок.
2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?
Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.
1. - Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?
Сообщила, что с козленочком что-то случилось.
Позвала ее ласковым голосом.
Предложила угощение.
2. - Какая птица перенесла Марпиду через море?
Голубь, орел, ворон.
Мастер: Из предложенных найдите те приметы, по которым в коми сказке «Медвежьи няньки» старшая сестра предчувствовала беду и просила сестер не ходить в лес? (совы радовались, кричали, волки выли, медведи ревели, т. к. Ема-баба беду людям готовит).
Из предложенных примет, найдите те, по которым в сказке «Царевна-лягушка» Иван-Царевич должен был догадаться, что это едет его жена? (ветер завыл, великий стук и гром, забушевало море)
Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).
Мастер: Молодцы.
Каждой подгруппе даются названия сказок и их текст. («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).
Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).
Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас. А сейчас предлагаю вам сказки, которые получились, рассказать с помощью бросового материала.
Четвертый этап. Рефлексия.
Мастер: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!