Мария Коледова
Мастер-класс «Речевые игры с мячом» для родителей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
астер-класс для родителей средней группы
«Речевые игры с мячом»
Цель: научить родителей играть в игры на
обогащение словарного запаса, формирование
грамматического строя, развитие интонационной
выразительности речи.
Задачи:
1. Обучить родителей навыкам правильной организации совместных речевых
игр с ребёнком.
Публикация «Мастер-класс „Речевые игры с мячом“ для родителей средней группы» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мяч, мячик
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.
3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе
В ходе мастер-класса мы поговорили о том, как можно с помощью простой
игрушки - мяча, интересно и увлекательно развивать речь ребёнка.
Родители познакомились с играми с мячом, направленными на обобщение и
расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие
умения слышать звуки речи. В эти игры могут играть члены семьи (мама, папа,
бабушка, дедушка) со своим ребёнком, можно предложить эти игры на детском
празднике (дне рождении, когда собираются гости-дошкольники. Познакомившись
с этими играми, дети могут играть и самостоятельно со своими друзьями.
В практической части были игры с детьми и родителями : на расширение
словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, соотнесение родовых и
видовых понятий: «Назови, какую посуду ты знаешь?», «Мяч бросай, чётко фрукты
(овощи) называй»; на умение образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов: «Скажи ласково»; на закрепление в речи
названия детёнышей животных, употребление их в родительном и творительном
падеже: «Назови детёнышей», «Кто у кого?», «Кто кем был?»; на закрепление в речи
различных типов окончаний имё н существительных: «Один – много»; на
согласование существительных с числительными: «Весёлый счёт» и другие.
В конце мастер-класса родители получили буклеты с описанием речевых игр
с мячом.
Все предложенные игры с мячом, Вы можете посмотреть НИЖЕ
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!
Речевые игры с мячом
Игра «Назови, какую знаешь посуду»
В зависимости от темы игры возможны варианты : «Мяч бросай, чётко фрукты
называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: развитие словаря, расширение словарного запаса за счёт употребления
обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и
видовые понятия.
Дети (родители) стоят в ряд, взрослый предлагает по очереди подбрасывать
мяч вверх, называя предметы посуды.
Взрослый: - Овощи. Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска,
свёкла, морковь.
Взрослый: - Фрукты. Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин,
абрикос.
Взрослый: - Ягоды. Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника,
ежевика.
Взрослый: - Деревья. Дети: - Берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребёнок — обобщающие
слова.
Взрослый: Огурец, помидор, репа. Ребё нок: Овощи.
Игра «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Взрослый бросает мяч ребёнку, называя слово. Ребёнок ловит мяч, называет
слово, образованное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, и бросает
мяч взрослому (стул - стульчик, нож - ножик, паук - паучок, флаг - флажок, дерево -
деревце и т. д.)
Игра «Назови детёнышей»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление
навыков словообразования, упражнение в употреблении существительных в
родительном, творительном падеже, развитие ловкости, внимания, памяти.
Взрослый называет животное, бросая ребёнку мяч, ребёнок возвращает мяч
тем же способом и называет его детёныша (кошка - котёнок, собака - щенок, коза -
козлёнок, корова - телёнок, лошадь - жеребёнок и т. д.)
Вариант1. Игра «У кого?». Взрослый называет детёныша, а ребёнок – у кого:
тигрёнок - у тигра.
Вариант 2. Игра «Кто у кого?» : у медведя – медвежонок и т. д.
Вариант 3. Игра «Кто кем был?» : тигр был — тигрёнком, лев был – львёнком
и т. д.
Игра «Кто как голос подаёт»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости,
мышления.
Взрослый называет животное, бросая ребёнку мяч с отскоком о пол. Ребёнок
возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит,
змея (шипит, волк (воет, лошадь (ржёт) и т. д.
Игра, «Какие действия совершают животные?» или «Что делают
животные?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о
животных, развитие воображения, ловкости.
Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребёнку по очереди,
называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол,
который можно отнести к названному животному. Взрослый: Собака – Дети: Стоит,
сидит, лежит, идёт, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит.
Кошка (мурлычет, мяукает, крадётся, лакает, царапается, умывается, облизывается).
Мышка (шуршит, пищит, грызёт, прячется, запасает). Утка (летает, плавает, ныряет,
крякает). Ворона (летает, ходит, каркает, клюёт). Змея (ползёт, шипит, извивается,
жалит, нападает).
Игра «Кто, чем занимается?
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного
словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребёнку, педагог называет профессию,
а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает
человек названной профессии. Взрослый: строитель - Дети: строит; повар (варит,
готовит, носильщик (носит, чертёжник (чертит, рабочий (работает, уборщица
(убирает, художник (рисует) и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребёнок профессию (продаёт —
продавец).
Игра «Где мяч»
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов,
развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом : «Поднимите мяч над головой,
положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковёр перед собой» и т. п.
Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в
углу, около стола, под столом.)
Игра «Весёлый счёт»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с
числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Взрослый или ведущий бросает мяч ребёнку и произносит сочетание
существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ
называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или
«шесть», «семь», «восемь».). Сначала лучше называть сочетания по принципу
сходства окончаний имен сущ. Примеры: один стол - пять столов, один слон — пять
слонов, один шкаф — пять шкафов, один гусь — пять гусей, один лебедь — пять
лебедей, один журавль — пять журавлей, одна гайка — пять гаек, одна майка —
пять маек.
Вариант «А у меня» : Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол».
Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён
существительных.
Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном
числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном
числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры: Стол - столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы,
мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод —
провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо —
уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья,
дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок —
кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята,
цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.