Получи документы

Мастер-класс «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Елена Иноземцева
Мастер-класс «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта дошкольников, ориентированный на такую категорию участников образовательных отношений как родители. Мой мастер класс повышает родительские компетенции об особенностях развития детей, основных их потребностях в разных возрастных категориях, а также об эмоциональном развитии детей, ведь эмоции играют очень важную роль в жизни человека.

Публикация «Мастер-класс „Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями : не подавлять их, а дружить с ними. Уметь управлять своим гневом, понимать причину печали, лучше общаться с окружающими людьми, чтобы установить более крепкие, более счастливые отношения. Все это и составляет то, что известно как эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Для начала давайте немного настроимся и снимем напряжение при помощи упражнения «Волшебный клубочек доброты».

Приветствие: Упражнение «Волшебный клубочек»

Все садимся в круг, передаем клубочек и говорим комплимент соседу справа.

Сейчас я попрошу вас разбиться на пары, где один участник будет представлять ребёнка, а второй - родителя и занять на свое усмотрение места в соответствии с помеченными столами: младший возраст 3 - 4 года; средний возраст 4-5 лет; старший возраст 6-7 лет.

Младший возраст (1-ый стол)

Младший возраст характеризуется активным развитием эмоциональной и сенсОрно-перцептивной сфер ребенка. В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис.

Ведущая потребность ребенка в этом возрасте — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.

Основным видом деятельности является игра.

Ведущая функция — восприятие.

Эмоциональные состояния, которые мы рассматриваем с детьми младшего возраста: Радость, злость, печаль.

Упражнение № 1 «Волшебное зеркало»

Целью игры является умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Игра с использованием прозрачного экрана или без него. Родитель показывает эмоцию, а ребенок ее отгадывает. Затем поменяться.

Упражнение –игра №2 «Собери эмоцию на макете»

Эта игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Конструктор эмоций развивает фантазию и творчество.

Собрать макет девочки с эмоциями (Радость, Печаль, злость, проговорить особенности проявления данной эмоции на лице. Показать её на своём лице.

Упражнение-игра №3 «Подбери эмоцию сказочным героям»

Посмотрите, сколько у вас сказочных героев! Попробуйте определить их эмоциональное состояние.

Игра развивает умение распознавать эмоциональные состояния. такие психические функции как память, внимание, мышление, а также закрепляет знания о сказках.

Эмоции - радость, печаль, злость.

Герои сказок :

Злые: Баба яга, серый волк, снежная королева, лиса, Бармалей.

Добрые: Красная шапочка, Айболит, Золушка, колобок, кот Леопольд, Крокодил Гена, Чебурашка.

Печальные: дед и бабка из колобка, дед и бабки из курочки-Рябы, Пьеро, Зайка из Заюшкиной избушки.

Именно с этого возраста я предлагаю родителям начать вести дневник эмоций ребенка. Ежедневное заполнение дневника способствует пониманию, проговариванию и обсуждению своих эмоций. Именно дневник эмоций помогает родителю "заглянуть" в состояние ребенка, и является качественным временем, проведенным с ребенком.

Средний возраст (2-ой стол)

Основными особенностями развития, свойственными данному возрасту являются повышение познавательной активности и совершенствование сенсОрной функции.

Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазами - зрение, носом - обоняние, ртом - вкус, ушами - слух, нашими ощущениями тела - осязание.

К эмоциональным состояниям, помимо радости, злости и печали, добавляются удивление и страх.

Эмоциональных состояний Радость, грусть, гнев, удивление, испуг Узнавание, называние, соотнесение

Звука Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка Узнавание, описание (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой, подражание

Запаха Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный Узнавание, описание (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)

Вкуса Сладкий, горький, кислый, соленый Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как)

Свойства предметов Тяжелый – легкий, жесткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – темный, сухой – мокрый.

По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.) Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание

Упражнение –игра № 1 «Волшебная коробка»

Для этого потребуется коробка с отверстием, куда можно класть различные предмета и на ощупь определять их свойства и признаки, а также соотнести их с какой либо эмоцией.

Эта игра развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, а также помогает детям управлять своими эмоциями и успокаивает.

В коробку с круглым отверстием поместить несколько разных предметов, которые можно соотнести с эмоциями (радость, злость, печаль, удивление, страх). Засунуть руку в коробку, нащупать предмет и попробовать угадать его. Соотнести с какой-либо эмоцией.

Предметы : колючий мячик, мягкий шарик, предмет: металлический, шершавый, стеклянный, тканевый, бумажный, леревянный)

Упражнение – игра № 2 «Собери коробочку эмоций», по пяти органам чувств.

А сейчас я вам предлагаю собрать свою коробочку эмоций. Для начала Вам нужно выбрать эмоцию, которую вы будете собирать. А теперь давайте волю своей фантазии и наполняйте ее предметами, которые у вас ассоциируются с выбранной эмоцией.

Также можно рисовать образы этой эмоций, использовать для этого лист бумаги с символами пяти органов чувств.

Через развитие пяти органов чувств - зрения, вкуса, слуха, обоняния и осязания развиваются и ощущения ребёнка, и его эмоциональный мир.

Собрать коробочку эмоций «Радость», «Печаль», «Злость», «Удивление», «Страх» по пяти органам чувств.

Как выглядит эмоция? Какова она на запах? Какой запах у этой эмоции? А звук? Какая она на ощупь?

Игра «Продолжи предложение» Я радуюсь, когда, Я злюсь, когда., Я удивляюсь, когда.

Старший возраст (3-ий стол)

Для детей старшего возраста важно создавать условия для развития произвольности психических процессов, способствовать развитию саморегуляции эмоциональных реакций, а также поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

Ведущая потребность – потребность в общении. Ведущая функция – воображение.

Упражнение «Подбери эмоции ситуации (из игры «Интерески»)»

Я вам предлагаю первую игру «Подбери эмоции героям». Для этого вы можете использовать любые ситуации или специальные настольные игры.

Попробуйте подобрать эмоции героям, изображенным на карточке. Понять, прочему они чувствуют их сейчас и обсудить, что бы вы могли посоветовать героям.

Игра развивает способность эффективно выбирать модели поведения для разных ситуаций и управлять своими эмоциями.

Выбирается карточка с ситуацией из игры «Интересвиль», подбираются эмоции героям ситуации и даются объяснения, почему герои испытывают данные эмоции и как можно им помочь.

Упражнение «Рисование музыки»

Еще я хочу вам предложить невероятно творческое упражнение «Рисование музыки». Музыку можно не только слушать, а еще и попытаться увидеть её1 в виде образов и изобразить их на бумаге.

Это упражнение способствует развитию ассоциативного восприятия и мышления, умения выражать эмоции в различных видах творческой деятельности. Снятие эмоционального напряжения, тревожности.

Упражнение «Спиннер грусти» как справиться с эмоцией

Игра развивает способность переключить внимание с одного действия на другое.

Заключение

В заключение хочу сказать, что не бывает хороших или плохих эмоций, все эмоции нам нужны и важны и главная наша задача научить детей управлять ими.

Когда родители используют технику эмоционального воспитания, у них с детьми лучше складываются отношения в семье, с друзьями, наблюдается меньше проблем с поведением, они менее склонны к насилию. Дети испытывают меньше негативных, а больше позитивных чувств.

Также подобные занятия относятся к качественно проведенному времени с ребенком.

Публикации по теме:

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Набор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детейНабор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детей В своей работе, я часто использую различные карточки с изображением эмоций. Это и фотографии, и рисунки, и пиктограммы. В начале учебного.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 01:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД