Истамгулова Миляуша
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников в театрально-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Развитие речи дошкольников
в театрально – игровой деятельности»
Цель: повышение компетентности педагогов в развитии творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в речевом развитии детей.
• Стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация). Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе.
• Воспитывать правильное звукопроизношение.
• Адаптировать известные всем сказочные сюжеты для коротких театрализованных постановок;
• Организовать условия для творческого самовыражения;
• Развить навыки импровизации. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
Участники: педагоги
Форма проведения: мастер - класс
Основные направления работы:
• театральная игра;
• ритмопластика;
• культура и техника речи;
• работа над спектаклем
Методы: наглядные (опосредованный, словесные (пересказ, практические для решения всех речевых задач).
Приемы развития речи:
1. Словесный – речевой образец, повторное проговаривание (чистоговорок и скороговорок).
2. Беседа.
3. Упражнения в употреблении речевых штампов.
4. Постановка вопроса.
5. Дидактический рассказ с инсценировкой.
6. Инсценировка диалога в стихах.
7. Игровые при мы - режиссерские игры.
Ход мастер - класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее - все складывается и получается.
- Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в педагогической деятельности. Владение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.
- Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д., также она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в не. Она активизирует мышление детей, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Создавая ту или иную игровую ситуацию, реб нок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра. А с помощью компьютера и дидактических пособий мы способствуем наглядно – образному мышлению. Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.
Речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться друг с другом, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).
Я использую в своей работе:
- мимическую гимнастику
- игры – пантомимы
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие мимики, эмоций, пантомимики.
.
1. Театр «Мимическая гимнастика»
Мимическая игра «Передавалки»
Цель: учить использовать выразительную мимику, налаживание контакта.
Передай улыбку соседу (по кругу)
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица)
Передай хлопок (хлопки могут быть разные - о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение - хлопки могут передавать ритмический рисунок.
Передай «испуг» Передай «страшилку» Передай «смешинку»
Передай приветствие и т. д.
Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.
2. Театр «Эмоций"
Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть л гким. Сейчас мы будем использовать эмоциональных кукол. У каждой куклы есть имя в соответствии с е эмоцией. Какую эмоцию вы видите на лице каждой куклы?
Изображения: грусть, вес лье, зло, удивление, испуг, печаль.
Называют эмоцию, а затем рассказывают стихотворение «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу, все равно его не брошу. Потому что он хороший», передавая эмоции голосом, мимикой.
Грусть. Все ребята во дворе весело играют. Только Грустинка болеет дома и с утра скучает.
Удивление. Удивлялка зимой поймал снежинку, подобрал на горке льдинку Прибежал домой и. Ах! Лишь вода была в руках.
Страх Ночь пришла и в темноте тени движутся везде. Испугалкин забрался под кровать. Спрятался и стал дрожать.
Злость. Целый день Злючкин хмурит брови и грозит всем кулаком. Да, сегодня он не в духе. Навестим его потом.
Радость. У Радости сегодня день рожденья и подарков от друзей не счесть Книжки, сладости, игрушки. Даже шар воздушный есть.
3. Игра-пантомима
Каждый участник должен в течение двух минут с помощью жестов, движений и мимики показать смысловое значение слова, которое он вытянул. Остальным предстоит угадать, что изображает играющий. Они могут задавать ему дополнительные вопросы, на которые отвечать следует только мимикой и жестами.
Действия могут быть такими: подметание пола, накрывание стола, чистка туфель, развешивание белья, мытье посуды, езда в переполненном автобусе. Можно изображать походки: балерины, старика, солдата, манекенщицы, человека, у которого жмут ботинки, скрипача, боксера и прочих.
Использование театрализованных игр на занятиях и в свободной деятельности:
Ставим перед собой задачи:
• Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.
• Развивать пальчиковую моторику.
• Стимулировать активную речь за сч т расширения словарного запаса.
• Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.
Рифмовки – трудноговорки/скороговорки на развитие дикции
Будет бык, копыта будут.
Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.
Развивать пальчиковую моторику.
- Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.
Игры с бусами.
Это упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, длинные.)
«БУСЫ И ШКАТУЛОЧКА»
Жили - были бусы в шкатулочке… (ладошки обоих рук складываются, а
между ними помещаются бусы). Шкатулочка была закрыта, е можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).
Шкатулочка открывается, бусы появляются… (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка от шкатулки).
Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно пронять бусы вверх.)
А теперь опять сложитесь И тихонько спать ложитесь.
(Медленно и аккуратно сложить в ладонь, а другой прикрыть сверху.)
ТЕАТР ЗАГАДОК
- Круглый бок, ж лтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? -Репка
- Самый старший он в семье, Самый мудрый во дворе, Голова вся в седине,
А встает он заре. Кто же это? Дед
-Испеч т для нас пирог, Сварит к завтраку творог, И журнал свой прочитает, Как всегда, вс успевает? Мы о ком сейчас спросили, Добрых слов наговорили? (О бабушке)
- Жили – были дедушка да бабушка и была у них Катенька. Поутру она вставала, звонко песню запевала. Кто это? Внучка
С хозяином дружит, Дом сторожит,
Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака)
Кто мурлычет у окошка:
- Ты погладь меня немножко! От тепла и ласки
Я зажмурю глазки (Кошка) Смешные бусинками глазки,
Как будто к нам пришла из сказки. Панически боится кошек,
Большой любитель хлебных крошек. Ответ. Мышь.
По мере того, как дети отгадывают загадки, из сундука достаются шапочки зверей и надеваются детям на голову.
Вы все загадки очень быстро отгадали. Теперь вы настоящие артисты из театра драматизации и мы с вами можем сыграть сказку.
Рефлексия «Маска»
- Всем участникам и гостям нашего мастер-класса: "Я хорошего желаю настроения,
И свечения волшебного в глазах!
Пусть счастливым будет каждое мгновение, Каждый день пусть будет в чудесах!