Татьяна Прохоренко
Развитие ориентировки в пространстве в ДОУ через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ориентировки в пространстве в ДОУ через дидактические игры
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие ориентировки в пространстве в ДОУ через дидактические игры».
Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений.
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве в ДОУ через дидактические игры» размещена в разделах
Овладение ориентировкой в пространстве в дошкольном возрасте способствует развитию : воображения, речи, памяти, мышления, восприятия.
Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность (высокий-низкий, длинный-короткий, понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо, о расстояниях (близко-далеко, об их отношениях (ближе-дальше, о местоположении (в середине).
Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры и упражнения.
Структура ориентировки в пространстве предполагает :
1. Овладение пространством собственного тела
2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу)
3. Восприятие пространственных отношений между предметами
4. Ориентировка на плоскости листа
И сейчас я продемонстрирую вам некоторые игры/упражнения, которые я применяю в работе с дошкольниками.
Для этого мне понадобится помощь фокус групп
Выходят фокус группы
-Сегодня мы с вами перенесемся в детство и немного пофантазируем.
Отправимся в плавание в море.
1) Задание «Мы радисты»
В море вышли пароход, корабль, катер, лодка и парусник. В морской порт нужно передать сообщение как они расположены друг к другу.
-Что находится возле берега?
-Что находится за пароходом?
-Что находится ближе к нам?
-Что находится дальше всех?
-Что находится около парусника?
2) Задание «Время суток»
Все корабли ходят по морю в различное время суток. Перед вами лабиринты, ваша задача проверить все ли проложенные пути правильны
3) Задание «Капитаны»
Известно, что все корабли ходят в море по определенному курсу, чтобы не произошло столкновения. Перед вами на полу поле с клетками, сейчас вы как капитаны на море будете управлять своими кораблями. Все встают на клетки по моей команде (хлопок) вы одновременно перешагиваете на одну клетку, куда указывает ваша стрелочка. Самое главное не столкнуться, чтобы не произошло крушение.
- А сейчас мы совершим полет на самолете.
-Кто знает как называется гараж для самолета?
5) Дидактическая игра «Ангар»
Ангар – это гараж для самолета. На летном поле очень много находится самолетов и нам нужно провести наш самолет, не задев их другие. А поможет ему в этом диспетчер. (переверните лист, на нем изображены клеточки с цифрами от нуля до десяти и место положения ангара). Сейчас будем лавировать между самолетами.
1 2 3
4 5 6
7 А 9
0 8 10
Каждый шаг - 1 клеточка.
В: Поставьте свой самолет на цифру 1. Теперь сделайте два шага вправо.
- На какой цифре сейчас стоит твой самолет? (3)
В: Следующий шаг – один вниз?
- Где сейчас ваш самолет? (6)
В: Затем один шаг влево? (5)
В: Скажите, куда и сколько нужно сделать шагов, чтобы добраться до ангара?
- В дальнейшем дети могут самостоятельно давать указания по движению на листе.
5) Дидактическая игра «графический диктант»
Диктант: от начальной точки 2 клетки вправо, 1 клетка вниз на уголок вправо, 5 вправо, 3 вверх на уголок влево, 2 вправо, 3 вниз на уголок вправо, 3 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз на уголок вправо, 5 влево, 3 вниз на уголок влево, 2 влево, 3 вверх на уголок вправо, 5 влево, 3 вверх на уголок влево, соединить в начальной точке.
"Самолет"
-Вот с такими играми я вас сегодня познакомила, надеюсь для вас мастер-класс был полезен
И подводя итог своего мастер-класса хочу сказать:
Я слышу- и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – я понимаю.
Спасибо за внимание!