Екатерина Смирнова
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики с использованием предметов заместителей и элементов оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Я, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы №6 VIII вида.
Каждый день я прихожу в школу и встречаю своих малышей. Таких смешных, таких несмышлёных. И я веду их по дороге школьной жизни, где таится что-то невероятное, которое только и ждёт, чтобы его познали.
Представляю свой мастер-класс «Развитие мелкой моторики с использованием предметов заместителей и элементов оригами»
Публикация «Мастер-класс „Развитие мелкой моторики с использованием предметов заместителей и элементов оригами“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Мантессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям ребёнок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект.
О влиянии пальчиковых движений на развитие мозга было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие речи и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребёнка, мы стимулируем развитие речи. Труды российских учёных Павлова и Бехтерева подтверждают прямую зависимость развития речи от тренированности пальцев.
Оказывается, что у современных детей отмечается общее моторное отставание.
По этой причине, очень часто, возникают трудности формирования навыка каллиграфически правильного письма.
Средства развития мелкой моторики разнообразны. Можно использовать пластилин, природный материал, разные виды шнуровок, крупу, бусы, орехи, шестигранные карандаши, мозаику и др.
Я в своей работе для развития мелкой моторики применяю пальчиковый тренинг с использованием прищепок. Чтобы данный вид тренинга не был скучным и утомительным, дети озвучивают действия весёлыми стихотворными текстами, объединяя их в несложные сюжеты, которые могут повторяться и творчески изменяться детьми.
Предлагаю методику работы по развитию мелкой моторики с использованием предметов- заместителей прищепок.
Прошу вас взять в каждую руку по прищепке. Прищепка лежит на большом пальце. Средний и указательный прижимают её сверху.
По моему знаку, герои сюжета вместе со мной выполняют движения прищепками, озвучивая их действия стихотворными текстами.
«Жила-была девочка Маша. Однажды утром Маша вышла на крыльцо. Солнышко ласково посылает ей свои тёплые лучи.
- Покажите, как солнышко шлёт свои лучики.
У крыльца Маша увидела гуся и спросила его: «Как дела Гусь Гоготович?»
- «Га-га-га-гогочет гусь. Я семьёй своей горжусь.»
А посреди двора утё нок разговаривает с лягушонком:
«Лягушонок – ква-ква
А утёнок – кря-кря.
Всё сказали. Всё спросили.
Хорошо поговорили!»
Вдруг за забором Маша увидела лисичку.
«Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает»
Попросила Маша Жучку прогнать лисичку. Жучка:
«Тяв-тяв-тяв!
Тяв-тяв-тяв!
Жучка громко лает. Лисичка убегает.»
Успокоилась Маша, теперь у неё на дворе порядок.
Положите прищепки на место.
5-6 упражнений дают достаточную нагрузку на мелкие мышцы пальцев ребёнка.
2. Также для развития мелкой моторики я использую пальчиковый театр- это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Фигурки можно связать, сшить. Я с учениками моего класса изготавливаю их из бумаги способом оригами.
Сейчас я с помощниками представлю методику изготовления фигурок способом оригами.
- Достаньте содержимое конвертов.
• Возмите квадрат. Сложите его пополам по диагонали.
• Соедините поочерёдно левый и правый углы с серединами противоположных сторон треугольника.
• Загните нижние уголки по линии сгиба и спрячте в «кармашки»
Шаг 1: Согнуть квадрат пополам.
Шаг 2: Сложить лист по линии сгиба,
прогладить и развернуть обратно.
Шаг 3: Загнуть угол по линии сгиба.
Шаг 4: Загнуть другой угол.
Шаг 5: Загнуть один из нижних уголков
по линии сгиба, вложить его в «кармашек».
Шаг 6: Перевернуть фигурку и
загнуть второй уголок по линии сгиба.
Шаг 7: Должен получиться своеобразный кармашек.
Теперь вырезаем и приклеиваем фигурке ушки, рожки, хвостик и т. д. (в зависимости от персонажа).
Остается фигурку раскрасить и нарисовать мордочку (или сделать глазки и носик из цветной бумаги).
Развитие интеллектуальных способностей уже идёт на этапе изготовления оригами. Процесс изготовления кратковременен, интересен, не утомителен и требует использования индивидуальных творческих задатков.
На следующем этапе с помощью соединения работы над мелкой моторикой и зрительно-двигательной координацией мы продолжаем развивать интеллектуально-практическую деятельность на примере пересказа.
Прошу помощников одеть фигурки к сказке «Заюшкина избушка» на пальцы и вместе со мной выполнять движения при пересказе.
«Жили-были лиса да заяц…
При обучении пересказу, т. е. обучению монологической речи использование фигурок оригами вносит не только эмоциональный подъём, но и способствует эффективному обучению выразительному чтению, устраняет стеснительность, развивает речь, память, внимание, усидчивость.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.