Оксана
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и рисования с помощью разнообразных круп»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс
«Развитие мелкой моторики рук, по средствам аппликации и рисования, с помощью разнообразных круп».
Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей.
С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и другое. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается, действует.
Публикация «Мастер-класс „Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и рисования с помощью разнообразных круп“» размещена в разделах
- Крупы. Аппликации и поделки
- Крупы. Поделки из круп
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями.
Следовательно, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены они все одновременно. Поэтому, как правило, коррекция одной из сторон помогает откорректировать всю деятельность восприятия.
Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка, тарелка и так далее. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним, затем переходят во внутренний план и автоматизируются.
Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.
В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А. В. Запорожцем и нашёл широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников). Вначале как предметных эталонов, появляющихся уже к концу младенчества, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных.
Сенсорные эталоны – это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений.
Сначала формирование представлений о форме или цвете связано у ребенка с конкретным предметом, например, круглый мяч, зеленая трава и так далее. Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном, например, сказав, что яблоко — это неправильный круг.
Когда взрослый наблюдает за младенцем, то невольно приписываем ему собственные психические качества. Младенец смотрит на предмет, и мы склонны считать, что он видит в это время то же самое, что увидел бы на его месте взрослый. Ребенок тянется к погремушке, хватает ее и трясет, прислушиваясь к звуку. Мы приходим к выводу, что он узнал погремушку, вспомнил, что она издает звуки, и сообразил, что для этого ее нужно потрясти. Ведь так объяснялось бы в этом случае поведение взрослого. Но такое понимание психологических причин поведения ребенка не научно. Он еще не воспринимает предметы и их свойства и тем более не думает о них, не предвидит результатов своих действий. Восприятие и мышление только начинают складываться в младенчестве и не предшествуют развитию действий с предметами, а, наоборот, сами рождаются из этих действий.
Различение впечатлений младенцем. Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он отличает свет от темноты (что видно по повороту глаз в сторону света, звук от тишины (при резких звуках новорожденный вздрагивает).
На втором месяце жизни установлено различение младенцем цвета, а различение предметов по форме с достаточной достоверностью удалось установить на третьем-четвертом месяце жизни. Очень рано, с полутора-двух месяцев наблюдается и различение звуков человеческой речи от звуков, имеющих другое происхождение.
Зрительные и слуховые впечатления, которые получает младенец, привлекают его, о чем можно судить по зрительному и слуховому сосредоточению, выразительным движениям тела. При этом одни впечатления оказываются более, другие менее привлекательными или вовсе безразличными, третьи — даже пугающими (например, резкие звуки). Особенно привлекательные уже на втором-третьем месяце жизни впечатления, исходящие от взрослого человека — его лицо, улыбка, голос. Позднее младенец не только отличает впечатления, исходящие от взрослого человека, но узнаёт знакомых людей, а, следовательно, отличает их лица, голоса.
Из сказанного нами выше можно сделать вывод, что сенсорные процессы возникают у детей еще с младенческого возраста, поэтому практически с самого рождения детей надо начинать знакомить с основными формами, свойствами и признаками предметов и явлений, и главное, обучать его действиям обследования данных предметов или явлений.
Задачи сенсорного воспитания детей.
Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.
Сенсорное воспитание в период раннего детства — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и так далее.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:
1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают).
6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.
Аппликация
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликация (от латинского «прикладывание») - это вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков различных материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, а материалом для изготовления аппликации – бумага, ткань (хлопок, шёлк, бархат, шерстяные нити, шнуры, кожа, мех, войлок, фетр, сафьян, бисер, цветные бусины, высушенные листья.
Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Очень полезное и увлекательное занятие – творческие игры с крупами. Для детей 4-7 лет.
Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал Сухомлинский. Работы Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности. Развитие речи. Работая над развитием общей моторики рук, педагоги часто используют занятия с пуговицами, разные мозаики, шнуровки. Я предлагаю использовать игры с крупами. От этих занятий дети получают огромное удовольствие. Дети используют обе руки в игре, что, в свою очередь влияет на развитие обоих полушарий мозга.
Таким образом можно изобразить предмет или животное, создать любой сюжет по возрасту. Сначала выбираем крупные простые фигуры (домик, грибок, рыбку, постепенно переходя к более сложным. Контуры можно свести из старых раскрасок.
Материалы для творчества: картон, пластилин, и всевозможные сыпучие продукты: гречка, рис, горох, фасоль, чечевица, семена подсолнуха, арбуза, тыквы, все виды макаронных изделий. Гречка лучше всего развивает мелкую моторику благодаря острым граням. Но, необходимо использовать как можно больше фактур.
Я хочу предложить Вам вид аппликации – с использованием круп. Он хорош тем, что подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Кроме того, работа с крупами, как известно, хорошо развивает детскую моторику, что благоприятно воздействует на развитие речи ребёнка.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане.
С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Способы окраски крупы
На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Но надо помнить, что такая крупа пачкает руки при работе, но аппликация из крупы получается яркая и неповторимая.
Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла. Хранить удобнее всего в маленьких баночках из-под детского питания, которые имеются в каждой семье. Такая покраска риса не окрашивает руки ребенка, но цвета получаются менее насыщенными.
Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом.
Еще один способ окрашивания манной крупы.
На двойной слой газеты насыпать нужное количество манки (примерно горсть).
Положить небольшое количество краски «Гуашь» на манку.
Налить небольшое количество спирта или водки (примерно 10 гр.) на краску и манку и круговыми движениями растирать манку до полного окрашивания. Манка должна быть рассыпчатой и равномерно окрашенной.
После окрашивания высыпать манку на сухую газету, которая заберёт оставшуюся влагу и манка готова к применению.
НЕЛЬЗЯ при окрашивании манной крупы добавлять воду, в этом случае манка превращается в кашу.
Рисование манной крупой
– интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим веселым делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьёй. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.
Задачи:
- продолжать учить детей работать с красками,
- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
- воспитывать интерес к творчеству.
- воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
С нетрадиционной техникой рисования, манной крупой, я познакомилась 16 лет тому назад – в педагогическом училище. Данный вид рисования завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что занятия с подобными материалами полезны для малышей - они развивают детскую моторику и фантазию.
Материалы для работы
• Поднос;
• Цветные мелки;
• Лак для волос;
• Копировальная бумага;
• картон или плотный ватман;
• клей ПВА;
• кисти разных размеров;
• простой карандаш;
• ластик;
• гуашь, краски;
• манная крупа;
• банка с водой.
Рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.
«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»
Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:
- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!
А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!
Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.
- Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!
1 способ. Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.
2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать рисунок
С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка.
Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем.
Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Вот, что получилось!
3 способ. Рисование подкрашенной манной крупой. Окрасить манную крупу можно зеленкой, йодом, но, не добавляя много воды, чтобы не получилась каша. Также можно раскрошить грифель простого или цветных карандашей на листе бумаги и растереть в нем крупу до тех пор, пока она не окрасится. Нежные оттенки получатся при смешивании крупы с измельченными разноцветными мелками. Еще можно слегка обжарить манку на сковороде.
Итак, подкрашенная манная крупа готова. Рисунок приготовили с помощью копировальной бумаги.
На отдельные части рисунка наносим клей и посыпаем его заранее подкрашенной крупой. Работу лучше начинать с более мелких деталей!
Вот такая получилась яркая картинка!
4 способ. Рисование красками по манной крупе. Выбираем сюжет будущего рисунка.
Нанесем на картон кистью слой клея.
Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист готов к покраске.
Однако нужно помнить, что получить рисунок с четкими контурами у вас не получиться из-за неровной фактуры поверхности
(получается эффект - рисования по мокрому листу). Можно сделать легкий набросок кистью (подмалевок) или слегка приподнять картон (если он белого цвета) для того, чтобы увидеть набросок. После этого подготовьте краски и можно приступать к рисованию.
После выполнения работы, когда она совсем высохнет, картину нужно покрыть лаком, чтобы крупа держалась.
Волшебные изображения из круп и семян
Каждый из нас в детстве мастерил что-нибудь из природных материалов, шишек, сухих листьев, лепестков цветов. Картины из натуральных материалов хорошо развивают мелкую моторику рук, мышление, фантазию, формируют у маленьких детей чувство стиля, вкуса и гармонии.
Главное - что все необходимые материалы можно всегда найти под рукой. Создавать коллажи из круп, веточек, перьев или листьев очень увлекательно как для детей, так и для взрослых. Малыши могут создавать небольшие простые картинки в виде цветка, домика или зайчика, а вместе со взрослыми можно поработать и над большим изображением искусства в виде картины с изображением пейзажа, натюрморта или абстракции.
Давайте определим, какие природные материалы нам подойдут. В первую очередь, это сыпучие материалы - крупы : рис, гречка, манная крупа, кукурузная крупа, просо. Далее можно заглянуть в коробочку со специями. Нам пригодятся: черный перец горошком, семена гвоздики, кунжутное семя. Все семена, которые есть в доме тоже возьмите на заметку: семена подсолнуха, тыквы, кабачков, арбуза, помидоров, укропа. Ну и наконец, сухие и зеленые листья разной формы и размера, перья птиц, маленькие круглые камешки, в общем все, чем нас наградила матушка-природа
Поскольку наша картина получится достаточно тяжелой, то обыкновенная тонкая бумага в качестве основы не подойдет. Используйте плотный белый картон. Сначала необходимо нанести рисунок на основу с помощью простого карандаша. Если вы сомневаетесь в своих способностях, то можно перенести изображение с помощью прозрачной бумаги или копирки. Чтобы ваше произведение получилось объемным и красочным, можно использовать гуашь, акриловые краски или акварель.
Выделите яркие места цветными штрихами и дайте краске высохнуть. Затем, начиная снизу постепенно заполняйте рисунок. На отдельные участки сначала наносится клей ПВА, затем аккуратно насыпается выбранная вам крупа. Постарайтесь распределять крупу равномерно, чтобы не получалось горочек или пустых полос. Семена лучше приклеивать по одному, то же самое касается листьев, веток, перьев и камней.
Что касается круп, то некоторые из них по своей природе обладают красивым цветом: коричневый - у гречки, желтый - у кукурузной крупы. А вот манная крупа или рис - белые, поэтому их сверху можно колорировать в желаемый цвет. Только надо обязательно дождаться, чтобы крупа как следует приклеилась к картону.