Ирина Турова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Зимнее путешествие в Страну ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Зимнее путешествие в Страну ритма“» размещена в разделах
- Зимние поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Используемый материал: палочки, детские музыкальные шумовые инструменты.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть:
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
Теоретическая часть.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?
3 слайд.
«…. Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределённой во времени и пространстве» (Э. Жак-Далькроэ).
4 слайд.
«Ритмом» называется всё, что повторяется!
В музыке есть
Ритм музыкальный.
5 слайд.
В танце живёт
Ритм танцевальный.
В музыке – звуки,
В танце – движения.
Смотрим и слушаем
Ритм с наслаждением!
6слайд.
Дятел по лесу
Рассыпал ритм-звук,
Клювом по дереву:
Тук, тук, тук, тук!
7 слайд
Ритм в ладошки хлопаем :
Хлоп-хлоп-хлоп!
8 слайд.
Ножками ритм топаем :
Топ-топ-топ!
9 слайд.
Ритм на месте прыгаем :
Раз, два, три!
10 слайд.
А сердце выбивает
Ритм у нас в груди.
11 слайд.
Ритм есть и в природе,
Внимательней смотри:
12 слайд.
Вот на ветку сели
Стайкой снегири.
Красными огнями
Грудки их горят,
Словно бы фонарики,
Развешенные в ряд!
13 слайд.
В ягодах на ветке
Тоже ритм есть.
Мы с тобою можем
Вкусный ритм съесть
14 слайд.
В капельках дождинок,
В нитях паутинок
Всюду повторение –
Ритма отражение
15 слайд.
Камешки у мамы
В бусах повторяются,
И на шее змейкой
В ритме извиваются.
16 слайд.
Без ритма невозможно
Узоры создавать,
Ведь нужно элементы
В рисунке повторять.
17 слайд.
Художники используют
Ритма повторение,
Чтобы на картинах
Передать движение
18 слайд.
Если ты захочешь
Ритм изобразить,
Не забудь в рисунке
Что-то повторить.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной!
19 слайд. Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма, который находится в стране ритма, а помогут нам в этом нотки, а чтобы отправиться в эту страну, нам надо поздороваться.
20 слайд.
Практическая часть.
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
Муз. рук. надевает шляпу знакомств и поё т с хлопками: Всех приветствует ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА
(ШЛЯПА ПЕРЕДАЁТСЯ КАЖДОМУ, У КОГО НА ГОЛОВЕ ШЛЯПА, ТОТ И ПРОПЕВАЕТ СВОЁ ИМЯ, ПРОХЛОПЫВАЯ ЕГО)
- «Имена и ритмы». Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.
Муз рук. Так как сейчас у нас зимнее время года мы с вами немного согреемся в движении.
21 слайд.
Пальчиковая гимнастика «Зимой».
Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….
22 слайд.
Кто получил красные нотки поехали под музыку саночки Филлипенко определённым ритмическим рисунком.
23-24 слайд.
1. Первая остановка: УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки) Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского хлопками, педагоги узнают эту песню.
Упражнение «Испорченная пластинка»
- «Поем и хлопаем». Цель: упражнять в одновременном пении и прохлопывании ритмического рисунка песни.
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
5 слайд. У кого голубые нотки, поехали под музыку саночки Филлипенко
26-27 слайд.
2остановка. ИГРА «Волшебные барабаны» (задание для участников с голубыми нотками)
«Где спрятался ритм». Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.
И вам я предлагаю поиграть на барабанах. Красному дадим название – Барабам, зелёному – Барабум, жёлтому – Барабах, и синему – Барабух.
Посмотрите на экран. Послушайте стихотворение и проследите, какой ритмический рисунок записан для каждого барабана. Долгие звуки обозначены квадратом, короткие – кружочком. Цвета фигур соответствуют цвету барабанов.
Бьет волшебный Барабам: Бам! Бам! Бам!
А волшебный Барабум: Бум-бум-бум-бум!
Бьет волшебный Барабах: Бах-бах-бах, бах-бах-бах!
А волшебный Барабух: Бух! Бух!
Барабам, Барабум поднимают страшный шум.
Бам-бам-бам! Бум-бум-бум-бум-бум!
Барабух, Барабах громко скажут нам: Ба-бах!
Бух-бух-Бах! Бух-бух-бух-бух-Бах!
28 слайд. Кто получил оранжевые нотки поехали под музыку саночки Филлипенко, движение под музыку с подчёркиванием сильной доли.
29 слайд. 3 остановка. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ» (Участники с оранжевыми нотками)
- «Спой стихотворение» (на любую и заданную по карточке мелодию);
Все звучащие жесты можно записывать по принципу партитуры. Посмотрите на экран. Большой кружок обозначает долгий звук, маленький кружок – короткий звук. Звуки расположены на разной высоте. Верхние – это высокие звуки, посередине – это средние звуки, в нижней части находятся низкие звуки. Детям предлагается знакомый текст. А вам, мои помощники, я предлагаю пропеть их с помощью текста, который лежит у вас на столах: «Зайчишка пришел, морковку нашел, сидит и грызет, ой, кто-то идет!». Текст исполняется по фразам. У каждого из вас свой текст, он выделен жирным шрифтом.
Глядя на партитуру, исполните попевку с заданным текстом, соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Поём по одному, каждый из вас исполняет свою партию.
огда дети уже усвоили задание, можно усложнить задачу.
Исполните эту же попевку, используя жесты: Хлопки обозначены жёлтым цветом, шлепки – красным, притопы – зелёным.
Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.
30 слайд. У кого розовые нотки поехали под музыку саночки Филлипенко движением вправо и влево.
31 -32слайд. 4 остановка. Знакомство с паузой (участвуют розовые нотки)
«Хлопки». Цель: развивать умение воспроизводить ритмический рисунок музыки :
- комплексы хлопков, состоящих из различного количества с короткими и длинными паузами.
33слайд. У кого фиолетовые нотки поехали под музыку саночки Филлипенко «по кочкам».
34-35 слайд. 5остановка. Дирижёр (упражнение для фиолетовых ноток)
- «Ритмический оркестр».
Цель: Формировать способность к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).
36 слайд. Кто получил зелёные нотки поехали под музыку саночки Филлипенко прыжки вверх и вниз.
7 слайд. 6остановка. Поем, танцуя, парами (задание для участников с зелёными нотками)
- «Шаги и притопы, хлопки». Цель: упражнять в соотнесении движений с музыкой парами.
Танец 4 шага.
38 слайд. У кого коричневые нотки поехали под музыку саночки Филлипенко игра на палочках свой ритмический рисунок в парах, начинает первый, повторяет его ритм второй и наоборот.
39 слайд. 7остановка. Испорченный телефон. (для участников с коричневыми нотками)
Участники выстраиваются в колонну. Последний на спине отстукивает ритм, который передают по цепочке первому, стоящему в колонне, который отстукивает ритм ладонями.
40-42 слайд. Вот мы и попали в страну ритма. Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»
Танцтерапия «Волшебные танцы» (танцевальная импровизация под музыку)
Рефлексия.
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
43 слайд.
Вот и все, я закончила свой урок,
И теперь мне пора подвести итог:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Список используемой литературы:
1. - Авторская программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной;
2.
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» – СПб. : Композитор, 2005.
3.
4. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
5.
Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб. : КАРО, 2006.-144 с.
6.
Белая А. Е. Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. –М. : ООО «фирма» «Издательство АСТ», 1999. – 48 с.
7.
Ладушки. И. Каплунова, И. Новооскольцева. Умные пальчики. СПб. : Композитор, 2009
8.
Виноградов Л. В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. - СПб. : Речь, Образовательные проекты; М. : Сфера, 2009. – 160 с.
9.
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М. : Издательство «Гном и Д», 2004.-120 с.
10. «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение, импровизация» Т. Э. Тютюнниковой;
11. «Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой;
12. «Музыка детям» Н. А. Метлова;
13. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катенини, М. Л. Палавандшивилию
14. Зимина А., Народные игры с пением Практическое пособие. М., 2000.
15. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М. , : Просвещение, 1981.
16. Костина Э. П. «Камертон. Программа музыкального воспитания ребенка» – Н. Н., 2006 г.
17. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. / Ярославль: Академия развития, 2006.