Надия Сабитова
Мастер-класс для родителей «Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 151 города Тюмени
Мастер-класс для родителей на тему : «Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников».
Составила воспитатель
МАДОУ д\с № 151
Сабитова Надия Раисовна
Публикация «Мастер-класс для родителей „Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Цель: познакомить родителей с методикой проведения игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов старших дошкольников.
Задачи:
- обосновать актуальность выбранной темы:
- провести мастер-класс по играм и упражнениям, направленных на развитие познавательных процессов старших дошкольников;
- вызвать у родителей интерес к данной теме.
Ход мастер-класса.
-Уважаемые родители! Скоро вы вступите в новый социальный статус, и если сейчас вы являетесь родителями дошкольника, то через год вы уже будете родителями школьников. Что такое познавательные способности? Немного «окунемся» с вами в психологию. То есть по-другому это психические познавательные функции, такие как память, мышление, внимание, воображение, восприятие, речь, выступающие как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 5-7 лет него возраста учение – это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.
Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не, сколько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметов и явления окружающего мира.
Глобальная компьютеризация привела к тому, что функции памяти угнетаются. Возрастная планка пользователей компьютерами снизилась до 5 лет. Самый высокий уровень обучаемости — это старший дошкольный возраст и именно тогда, когда возникает актуальная потребность в развитии всего блока психических функций, чтобы обеспечить необходимый уровень усвоения школьного материала, родители через компьютер начинают их угнетать. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнка смысла учебных задач, их отличая от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развития волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Используя те игры и упражнения, которые я вам сегодня предложу, вы поможете подготовиться ребенку к дальнейшему успешному обучению в школе, избавите ученика от будущих стрессовых ситуаций. Они неизбежно возникают тогда, когда школьник плохо усваивает учебный материал, так как память не удерживает всевозрастающий объем информации по предметам; не может оперативно переключиться с одного вида мыслительной деятельности на другой; низкая скорость зрительного восприятия, неразвитая зрительная память заставляют многократно повторять, чтобы удержать в памяти стихотворение, правило, формулу и т. д. ; отсутствие концентрации внимания, неусидчивость не способствуют длительной плодотворной работе на уроке и во время выполнения домашних заданий; неразвитый артикуляционный аппарат не позволяет вслух читать нормы техники чтения.
Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания, переключаемость внимания и распределение внимания.
Упражнение № 1
О Л А М Т А В А Ы
Р А П А Т Л Ф А А
Д А Б Ж А Щ А Т Ю
Э Р А Н А А У Х А
Ж А А П О Ы А Д А
Задание: необходимо зачеркнуть все буквы А одной чертой, двигаясь слева - направо и справа – налево. Время – 30 секунд.
Упражнение № 2
#
+
#
+
Задание: заполнить строчки по образцу, стараясь в точности повторить рисунок.
Упражнение № 3
1 15 8 13 2
20 4 22 5 18
25 14 3 12 10
16 9 19 7 24
6 23 11 17 21
Задание: перед вами таблица с числами от 1 до 25, вам необходимо простым карандашом отследить последовательность чисел с максимально возможной скоростью. Время на выполнение задания – 25 секунд.
Упражнения, направленные на развитие наглядно-образной и моторной памяти.
Упражнение № 4
___ о \
Задание: рассмотреть фигуры, прорисовать их в воздухе карандашом, а затем воспроизвести по памяти на чистом бланке. Время – 20 секунд.
Упражнение № 5
Задание: рассмотреть фигуры, прорисовать их в воздухе карандашом, а затем воспроизвести по памяти на чистом бланке. Время – 30 секунд.
Упражнения, направленные на развитие мышления.
Упражнение № 6
Задание: найдите закономерность расположения чисел, впишите недостающее.
Ответ: сумма первых двух чисел по горизонтали – в третьей клеточке
7 4 11
3 5 8
? 7 13
Упражнение № 7
Задание: найдите закономерность расположения чисел, впишите недостающее.
1. 2, 4, 6, 8, 10, 12,. ..
Ответ: Каждое последующее число больше предыдущего на 2.
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти и скорости зрительного восприятия.
Упражнение № 8
Задание: перед вами на столе лежат маленькие игрушки из-под киндер- сюрпризов (10 штук). Ваша задача – на протяжении 15-20 секунд постараться их запомнить, я их закрою от вашего взора, а потом назвать их.
Упражнение № 9
1 9 2 10 3
16 17 22 18 11
8 21 25 23 4
15 20 24 19 12
7 14 6 13 5
Задание: перед вами логическая таблица с числами. Необходимо по ходу работы быстро снимать закономерность расположения чисел. Взгляд скользит максимально быстро по таблице, одновременно карандашом отслеживать числа от 1 до 25.
Время на рассматривание таблицы – 25 секунд.
Работа с таблицей:
1 шаг – по периметру, по часовой стрелке, через клетку -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2 шаг – заполняем пробелы по периметру – 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
3 шаг – переходим на внутренний квадрат, принцип расположения чисел сохраняется, по часовой стрелке, через клетку – 17, 18, 19, 20
4 шаг – заполняем пробелы – 21, 22, 23, 24
5 шаг – в центре 25
Закрыть таблицу и заполнить ее на чистом бланке по памяти.
Упражнения, направленные на развитие вербального интеллекта.
Упражнение № 10
Задание: нужно согласовать слова в роде, числе и падеже.
- Мальчик (учить) уроки.
- Птица (строить) гнездо.
- Самолет (идти) на посадку.
Упражнение № 11
Задание: вам необходимо вставить в этот текст подходящие по смыслу слова.
В ту же самую минуту, когда солнце скрылось за. …, оперение с …. вдруг спало, и на земле очутились одиннадцать прекрасных, Элизиных братьев.
- Мы летаем в виде диких …. весь день, от восхода до самого, когда же … заходит, мы вновь принимаем человеческий ….
Ответы: горизонтом, лебедей, принцев, птиц, заката, солнце, облик.
Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение № 12
Когда человек проговаривает скороговорки, развивается артикуляционный аппарат, когда он параллельно работает с мелкими мышцами рук, происходит взаимодействие первой и второй сигнальных систем, развиваются вербальные центры мозга.
Задание: я буду проговаривать скороговорки, а вы повторяйте их за мной с одновременным движением рук (вращаем, например, большие пальцы друг вокруг друга).
1. Водовоз вез воду из-под водопровода.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Волк на лужайке – задрожали зайки.
5. Ученик учил уроки – у него в чернилах щеки.
6. Возле горки на пригорке стали 33 Егорки.
7. Волки рыщут, пищу ищут.
Спасибо за внимание!