Анастасия
Мастер-класс «Сочиняем сказки по ТРИЗ-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ-педагогика
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Обоснование мастер-класса :
психолого-педагогическая направленность,
основанная на принципах инновационности и
педагогике сотрудничества.
Цель мастер-класса :
Темочки:
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Практическое освоение технологии ТРИЗ.
Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
Научить находить и разрешать противоречия.
Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.
Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации.
"Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии".
Моделирование сказочного сюжета
Символизация:(анализ сказки и её воспроизведение по опорным карточкам, можно придумывать новые сказки, добавляя героев, изменяя место действия)
Новое свойство (персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые неприсущие ему качества «железный котёнок», «стеклянный человек», «соломенный колобок»).
Свойство наоборот: (герои сказок приобретает прямо противоположное свойство (волк из «Красной шапочки» стал маленьким).
Задом наперё д: попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца.
Из моей жизни: сочини сказку о себе (если взрослые и дети меняются обязанностями)
Введение в сказку нового объекта : («колобок и воздушный шарик»)
Моделирование сказочного сюжета
Символизация:(анализ сказки и её воспроизведение по опорным карточкам, можно придумывать новые сказки, добавляя героев, изменяя место действия)
Новое свойство (персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые неприсущие ему качества «железный котёнок», «стеклянный человек», «соломенный колобок»).
Свойство наоборот: (герои сказок приобретает прямо противоположное свойство (волк из «Красной шапочки» стал маленьким).
Задом наперё д: попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца.
Из моей жизни: сочини сказку о себе (если взрослые и дети меняются обязанностями)
Введение в сказку нового объекта : («колобок и воздушный шарик»)
Рассказик обманщик : (рассказчик намеренно изменяет сказку, слушатель исправляет)
Ролевые диалоги: (ролевые ситуации реализуются по телефону, по почте)
Сказка с элементами ТРИЗ «Новая Красная Шапочка»
Расскажем сказку :
«Как-то раз испекла мама пирожок и сказал дочке :
-Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, отнеси
ей …»
Что же понесла Красная Шапочка бабушке?
(пирожок и
горшочек масла)
Пирожки —какие? (Вкусные—конфеты—шоколадные
зайцы—дикие—медведи—большие—уши—слоны
африканские—звери—пушистые—хвосты—длинные
носы—почувствовали—запах—сладкий ———пирожки
Масло — подсолнечное —кукуруза—поле—трактор
земля—семечки—цветок—корова —масло)
«Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню».
А если бы бабушка жила не в деревне, а в другом городе? Как она смогла
Бы дойти до него? Ведь это так далеко?
На чем бы она могла доехать?
(на поезде; на лошади; на самолёте; на электричке; на машине; на
собаках, на вертолёте; и т. д.)
Но Красная Шапочка пошла лесом.
«…Идёт она лесом, а навстречу ей – серый волк».
Волк, он (какой) – серый, зубастый, злой, лохматый, голодный, хищный…
Да, да, он был голодный этот волк.
О чем подумала Красная Шапочка? – Ой, какой страшный волк.
А кто из мальчиков хочет стать волком?
О чем думал волк? – Какая вкусная девочка….
«Сказал Волк и побежал что было духу по самой короткой дорожке.
А Красная Шапочка пошла по самой ….»
А почему волк побежал по короткой дороге?
Что может быть коротким? (рассказ; фильм; хвост; карандаш)
Если бы волк побежал по длинной дороге, что случилось бы?
Красная Шапочка пришла бы быстрее к бабушке.
«Тук, тук!
- Кто там? – спрашивает бабушка.
- Это я, внучка Красная Шапочка, — отвечает Волк тоненьким голоском. – Я
пришла к вам в гости, принесла пирожок и горшочек масла.
Нет, Красная Шапочка у меня дома. Уходи отсюда, мы тебе не откроем
дверь».
И волк злой и голодный ушел бы домой!
- Чья сказка Вам понравилась больше наша или Шарля Перро?
Почему?
Это хорошо или плохо, что волк остался живым?
Используя различные приемы ТРИЗ, можно в полной мере раскрыть неиссякаемый источник детской фантазии.