Ирина Костырева
Мастер-класс «Применение технологии мнемотехники на занятии по развитию речи по теме «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса «Применение технологии мнемотехники на занятии по развитию речи по теме «Моя семья»
Цель: создать условия для повышения речевой активности детей дошкольного возраста.
Задачи: раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии, этапами работы с мнемотаблицами.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы.
Публикация «Мастер-класс „Применение технологии мнемотехники на занятии по развитию речи по теме „Моя семья“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Моя семья. ИЗО, поделки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста для организации занятий по развитию речи.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть. Показ презентации.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию технологию давно известную всем. На занятиях по развитию речи можно заметить, что дети очень мало могут рассказать о своей семье, ответы их однообразные и состоят из 2-3 слов.
Кроме этого существует множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала.
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь.
Суть мнемосхем заключается в том что: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В результате у детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Мы решили создать такие мнемотаблицы, чтоб ребенок, глядя на них, мог рассказать о семье, о доме, в котором живет, о семейном отдыхе.
Я предлагаю вам составить рассказ о семье по этим таблицам.
Педагогическое сопровождение мастер-класса.