Екатерина
Мастер-класс познавательно-исследовательской деятельности в рамках образовательного модуля
МАСТЕР- КЛАСС
по проведению познавательно- исследовательской деятельности в рамках образовательного модуля «ПОЗНАВАЙ-КА»
Примерная структура занятия-исследования.
1. Мотивация детей к исследовательской деятельности (видеописьмо, обращение за помощью персонажа и т. д.)
2. Постановка исследовательской задачи.
Публикация «Мастер-класс познавательно-исследовательской деятельности в рамках образовательного модуля» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
3. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
4. Работа с разными источниками информации (познавательная литература, вопрос взрослому, сеть интернет и. т. д.)
5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления разных форм исследования (проведения опытов, экспериментирования и т. д.)
6. Уточнение плана исследования.
7. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
8. Распределение детей на подгруппы.
9. Анализ и обобщение полученных результатов исследования.
ОПЫТ №1. ДЫШАТ ЛИ РАСТЕНИЯ?
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход опыта:
- Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания, как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух.
Подводим детей к выдвижению гипотезы:
- Как вы думаете, что случится с растением, если намазать его вазелином? (Погибнет) Да, возможно оно погибнет. Почему? (Не сможет дышать)
Формулируем гипотезу: растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.
- Чтобы проверить это мы смазали у одного листика обе стороны вазелином, у другого верхнюю часть, у третьего - нижнюю. В течение недели наблюдаем за листьями, делаем зарисовки в листе фиксации результатов опыта.
Лист фиксации результатов опыта
«Дышат ли растения?»
Делаем вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
ОПЫТ №2. КАК ДЫШАТ РАСТЕНИЯ?
Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Оборудование: алгоритм изготовления микропрепарата, пипетки, стекла, канцелярские ножи, пинцеты, прозрачная емкость с водой, пластилин, лист на длинном черенке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа, микроскоп.
Ход опыта: Узнаем, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Как нам обнаружить воздух? Давайте рассмотрим срез стебля, корень и лист через лупу. С помощью алгоритма сделайте, пожалуйста, образцы для рассматривания.
Алгоритм изготовления микропрепарата.
ОПЫТ №3. НУЖЕН ЛИ КОРНЯМ ВОЗДУХ?
Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.
Оборудование: емкость с водой, две прозрачные емкости с отростками традесканции, вода, растительное масло.
Ход опыта: Уточняем, нужен ли воздух корешкам. Два одинаковых отростка традесканции помещаем в прозрачные емкости с водой. В одну емкость на поверхность воды налили тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдаем за изменением отростков, фиксируя результат в листе наблюдения.
Делаем вывод о необходимости воздуха для корешков, зарисовываем результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
Лист фиксации результатов опыта
«Нужен ли корням воздух?»
ОПЫТ №4. КАКОЙ ГАЗ ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ НА СВЕТУ?
Цель: установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.
Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход опыта: Почему в лесу так легко дышится?. Да, конечно, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение докажем опытом: мы поместили внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Поставили в теплое, светлое место. Прошло 2 суток. Как вы думаете, как узнать, накопился ли в банке кислород? (кислород горит, значит можно поднести туда горящую спичку). Наблюдаем за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.