Ильвария Маматова
Мастер-класс по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта «Наш двор глазами родителей и детей». (1, 2)
Публикация «Мастер-класс по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В методических рекомендациях по формированию у детей бережного отношения к природе предлагаются такие формы работы, как занятия, экскурсии, циклические наблюдения, опытническая деятельность и др. Однако, не все эти формы оказались интересными детям, а, следовательно, и - малоэффективны. Познакомившись с технологией организации детского исследования, Александра Ильича Савенкова, я предположила, что данная форма может стать увлекательной для моих детей и соответственно эффективной. (3)
Исследовательская деятельность – это один из путей познания окружающего мира и может присутствовать как на занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Моя задача – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для самого исследователя и его окружения. Во время исследовательской деятельности дети учатся самостоятельно добывать интересующую их информацию.
Исследование дошкольника я организую поэтапно : (4)
• сначала выбираем тему исследования;
• затем выясняем, что именно хотим узнать о данном объекте;
• далее активизируем способы познавательной деятельности : как можно узнать;
• этап непосредственного проведения исследования;
• подведение итогов, сообщение результатов исследования сверстникам.
Одним из существенных отличий исследовательского проекта от других типов проектов является его долгосрочность. Обычно только обсуждения и выбора идеи занимает 2-3 недели.
Остановимся более подробно на организации каждого этапа исследования.
1. Выбор темы (5)
Тему выбирали так, чтобы она была интересна нам, выполнима и посильна; оригинальна, с содержанием в ней элемента необычности, неожиданности; предусматривала возможности быстрого изучения.
Дети сами определили тему своего исследования, исходя из личных интересов и изучаемого в данный момент вопроса. Для того чтобы тему запомнили дети, предлагаю им рассмотреть заготовленные карточки с изображениями — темами будущих исследований. Карточку с изображением выбранной темы, кладем в середину образованного сидящими детьми круга, остальные карточки убираем.
2. Постановка вопроса. Что узнать?
Чтобы ребенку было понятно, какую информацию ему необходимо
получить, формулирую вопросы:
• Какими бывают исследуемые объекты?
• Какие функции выполняют данные объекты?
• Какими свойствами и качествами обладают?
• На что влияют?
3. Активизация методов исследования. (6)
Каждый раз фиксирую внимание детей на разнообразные способы познания, используя карточки-символы с их условными обозначениями. Рассматривая карточки, ребенок сам выбирает тот способ, который ему ближе всего.
В своей работе я использую следующие методы исследования. Эти методы условно обозначили картинками.
• Подумать самостоятельно;
• Понаблюдать;
• Провести эксперимент;
• Посмотреть в интернете;
• Прочитать в книгах;
• Посмотреть по телевизору;
• Спросить у взрослых.
А. И. Савенков предлагает использование одним ребенком нескольких способов. Однако на практике, так не всегда получается: такой подход требует много времени и достаточного уровня сформированности у детей способов познавательной деятельности. Поэтому на первых занятиях я предлагала использовать только один способ (по выбору) для получения информации.
4. Проведение исследования : (7,8,9)
Обычно дети объединяются по 2 – 3 человека для поиска необходимой информации. Дети, объединившись для поиска информации, демонстрируют большую активность и самостоятельность, как в познавательной, так и в речевой деятельности.
Дети собирают сведения, используя доступные методы исследования, и зарисовывают полученную информацию на листочках символами. Для удобства, всю собранную информацию, я предлагаю им помещать в «Папку исследователя», разработанную в детском саду. Сделать ее нетрудно. На лист картона наклеили небольшие кармашки из белой плотной бумаги. На каждом кармашке – изображение метода исследования. В эти кармашки дети вкладывают свои пиктографические записки, на которых фиксируется собираемая информация.
5. Подведение итогов.
Факты, собранные детьми, анализируем, выделяем наиболее важные, помогаю детям обобщить полученный материал и составить связный рассказ об изучаемом объекте. «Записи» в папке исследователя служат наглядной основой для составления рассказа, а иногда и планом. Результат работы представляется в виде устного сообщения (доклада) или рисунка.
При организации детского исследования я столкнулась со
следующими проблемами:
• дети испытывали трудности в фиксации полученных сведений значками, символами, рисунками;
• затруднялись задавать вопросы взрослым;
• особую сложность представляло подведение итога – доклада
Как решаются проблемы? Проводятся специальные занятия по обучению детей пиктографическим записям, где я зачитываю различные предложения, а дети их зарисовывают несложными рисунками или знаками. Данная работа позволяет повысить мастерство символического изображения фиксируемых идей.
Таким образом, использование технологии детского исследования в проектной деятельности позволило детям достичь следующих результатов: дети стали активнее, проявляют познавательный интерес, самостоятельно добывают новые знания, иначе стали относиться к миру природы.
Я предлагаю представленную мной технологию организации (10) исследовательской деятельности использовать для самостоятельного исследования вами нового для нас понятия «Эмоциональный интеллект педагога». Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобятся четыре добровольца, они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа, остальные будут сегодня зрителями. На столе карточки с символическим изображением «методов исследования». Тема исследования известна, ваша задача подготовить сообщение. Для этого надо собрать всю доступную информацию по выбранной теме и обработать ее. «Как можно это сделать?» «Что можно сделать в начале?» «Где еще мы можем узнать что – то новое?» Отвечая на него, вместе с коллегами выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по интернету».
Организация с фокус-группой исследовательской деятельности, сообщение полученной информации.
Итак, мы обобщили информацию о понятии «Эмоциональный интеллект».
Я продемонстрировала вам эффективность используемой мной технологии проведения исследовательской деятельности.