Ольга Пугаева
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Как пчёлки переносят пыльцу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала и провела воспитатель: Пугаева О. И. МДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" г. Саранска РМ.
Цель: Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Программные задачи:
Образовательные: 1. Через исследовательскую деятельность помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений и его значение для всего живого.
2. Расширить знания детей о пчёлах, как представителях насекомых.
3. Совершенствовать навыки и умения практического общения.
Публикация «Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности „Как пчёлки переносят пыльцу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Конструирование, поделки
- Подготовительная группа
- Пчела, пчелки. ИЗО, творческие занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
4. Совершенствовать умения детей зарисовывать схемы.
Развивающие:1. Развивать познавательную активность детей, потребность и умение приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, со-вершенствовать их и применять в различных ситуациях.
2. Развивать у детей умения, строить предположения и предлагать их на проверку.
3. Путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно - следственные связи.
4. Развивать познавательную активность, способность наблюдать, описывать, логическое мышление, внимание, умение рассуждать, доказывать.
Воспитательные:1. Воспитывать умение сообща решать поставленные задачи, интерес к окружающему миру.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Познакомить с правилами безопасности во время проведения эксперимента.
Словарная работа: 1. Активировать и обогатить речь детей словами: пчела, насекомое, волоски, мохнатый, пушистый, пыльца, размножение, улей.
Методы и приёмы: игровые методы - сюрпризный момент; словесные - беседа; наглядно - демонстрационные – показ слайдов, исследовательский, создание проблемной ситуации.
Модель общения: личностно - ориентированная
Технологии: экспериментальная деятельность; здоровьесберегающая - физкультминутка.
Материал: ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, слайды насекомых, листы бумаги и карандаши.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход мастер – класса.
I. Постановка исследовательской задачи.
Дети под руководством воспитателя рассматривают строение конечностей и тельца насекомых (мохнатые, покрытые волосками). Воспитатель предлагает детям выяснить, как насекомые могут помочь растениям в опылении.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости?
Дети: К нам в гости прилетела пчела.
Воспитатель: Скажите, чем покрыто тельце и конечности пчелы?
Дети: Тельце и конечности пчелы покрыты волосками. Мохнатые, пушистые.
Воспитатель: Как вы думайте, для чего нужны пчёлам эти волоски?
Дети: Чтобы держаться на цветке, переносить пыльцу.
Воспитатель: Давайте проверим?
II. Выполнение эксперимента.
Вторая часть моей организованной деятельности будет практическая, где дети путём «превращения в пчёл» исследуют перенос пыльцы.
Воспитатель: Я сейчас раздам каждому из вас ватный шарик, но его нельзя брать в рот и засовывать в нос и уши.
(Воспитатель раздает каждому ребенку ватные шарики).
Ватные шарики - это пчёлы. Представьте, раннее утро пчёлы вылетают из своего домика - улья и летят над полем, вдруг внизу они увидели красивую поляну цветов и спустились на них. (Имитируя движение пчёл, прикоснитесь шариками к цветам.). Стали перелетать с одного цветка на другой, с одного на другой, так прошёл день. Стало вечереть, пчёлы полетели домой в улей.
(На макеты цветов, воспитатель заранее насыпает порошок-краситель.)
- Ребята, посмотрите, что осталось на ватных шариках?
Дети: К ворсинкам прилипли частички порошка - красителя.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Вывод: после соприкосновения с цветком на конечностях и тельце насекомых остаётся пыльца.
Воспитатель: Ребята вспомните, для чего цветам пыльца?
Дети: С помощью пыльцы у цветов происходит опыление. Они дальше размножаются.
III. Фиксирование результатов эксперимента.
Воспитатель: Ребята, подумайте, как можно зарисуем схему зависимости размножения цветов от насекомых.
(Дети под руководством воспитателя составляют модель зависимости размноже-ния растении от насекомых).
Воспитатель: Какой вывод вы сделали из сегодняшней беседы.
Дети: Вывод:[/i] К волоскам насекомых прилипает пыльца, они её переносят с одного цветка на другой и тем самым происходит размножение растений.
IV. Комментирующая часть.
Воспитатель: Во многих конспектах НОД предлагается использовать лупы и коллекции насекомых. Я считаю, что в наших условиях, это невыполнимая задача, так как у нас очень большое количество детей и нет такого количества оборудования (в данном случае луп). Также я считаю, что показ живой пчелы невозможно из-за опасности, которую она представляет, а видя коллекционную пчелу, некоторые дети могут расстроиться из-за того, что пчела погибла. Поэтому сегодня я использовала красочные слайды, а непосредственно на НОД с детьми из-за отсутствия современного оборудования использовала красочные фотографии.