Любовь Луговая
Мастер-класс «Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной деятельности школьников»
- Добрый день уважаемые коллеги.
Пусть будет радостна работа,
Терпение к своим ученикам,
И чаще пусть не будет счёта,
Их смело поднятым рукам!
- Я благодарю вас за то, что вы пришли на мой мастер – класс, хочется верить, что вы не пожалеете.
- Тема моего мастер- класса «Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной деятельности младших школьников».
Публикация «Мастер-класс „Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной деятельности школьников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Родители являются социальными заказчиками школы, а потому должны активно участвовать в воспитательном процессе школы и класса в частности. Что греха таить, работа с родителями часто строится по остаточному принципу. А встречи сводятся либо к вызовам в школу по не самым приятным поводам, либо к родительским собраниям, где, по сути, происходит разбор полетов. Это, конечно, тоже необходимо. Другой вопрос, какие формы использовать классному руководителю при взаимодействии с родителями, чтобы работа была результативной.
Начать нашу сегодняшнюю беседу мне хотелось бы с притчи.
Человек увидел, как зубастый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас беднягу. Потом он увидел, как этот прожорливый ягненок уничтожает прекрасную изумрудную траву. Он убил ненасытное животное и спас луговую красоту. Потом он узнал, что эти сорняки высасывают все соки из почвы и истощают ее. Он вырвал их с корнями и героически спас плодородную землю. Потом он увидел, что черная грязная земля уродует живописный пейзаж, и все заасфальтировал.
Затем осмотрелся по сторонам и подумал: что бы еще сделать полезного и доброго?
Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше?
Мораль этой притчи: Природа — разумна и совершенна. Лучшее, чем может человек помочь ей — это не трогать ее (за исключением форс-мажоров, спровоцированных деятельностью человека). Каждое звено природной цепи существует во взаимосвязи и гармонии. Наслаждайтесь ею и берегите то, что осталось…
Цели и задачи экологического воспитания младших школьников
Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Работа с родителями по экологическому воспитанию школьников является одной из составных частей работы школы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье;
- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
Цель экологического воспитания в современном ОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, учителей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье на родительских собраниях можно проводить анкетирование родителей, беседы, опросы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия школы и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
- Мы сейчас с вами попробуем провести это анкетирование при помощи программы. «VOTUM» Данная система позволяет мгновенно получать результаты анкетирования и проанализировать результаты вместе с родителями.
На ваших столах лежат пульты, с помощью клавиш на пульте вы выбираете вариант ответа и нажимаете SENT (нажимать необходимо 1 раз)
(номер ответа соответствует цифре на пульте)
АНКЕТА
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание школьников?
• Да
• Нет
• Не знаю
2. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
• Да
• Нет
• Не знаю
3. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
• Беседы с ребенком о природе
• Подкормка птиц
• Отдых на природе
• Наблюдение за природными объектами
• Чтение художественной литературы природоведческого содержания
• Другие формы
4. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
• Высокий
• Средний
• Низкий
5. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
• Да
• Нет
6. Владеете ли Вы достаточной информацией по экологическому воспитанию школьников?
• Да
• Нет
7. Какая информация по экологии более всего интересует Вас и Вашего ребёнка?
• «Загрязнение окружающей среды»
• «Влияние на организм человека промышленных предприятий»
• «Какую пищу, мы едим?»
• «Что будет с планетой завтра?».
А теперь давайте посмотрим на результаты нашего анкетирования
Данное анкетирование позволяет выяснить, что родители положительно относятся к работе преподавателя по воспитанию экологической культуры школьников, что необходимы дополнительные внеклассные занятия по экологии, что их волнуют и интересуют проблемы экологического воспитания и просвещения.
Так как только во взаимной связи с родителями можно добиться значительных успехов в обучении и воспитании детей, можно привлекать родителей к участию в субботниках по уборке пришкольной территории. Наглядно показывая детям необходимость бережного отношения к окружающей среде.
При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию младших школьников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.
Еще немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика – все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Поэтому жесткий диктат «откладываем в дальний ящик». Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.
Одним из таких видов деятельности является изготовление фотостендов, фотоотчетов. В моем классе есть родители увлекающиеся фотографированием и этот родитель снимает на пленку все наши мероприятия, свои прогулки с сыном и представляет нам в виде фото и видеоотчетов. На стене вы можете увидеть его фотоработы. Их мы используем и на уроках на экологических минутках и во внеклассной работе, на классных часах.
Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях. При этом родители привлекаются не только к проведению акций, но и активно принимают участие в их подготовке и организации. Родители дома вместе с детьми рисуют плакаты, изготавливают знаки, листовки, брошюры. А затем можно привлечь родителей к проведению акции.
Совместные экскурсии в парки и скверы, работа на огороде, игры - соревнования, домашние задания, игры –развлечения, семинары – практикумы, круглые столы, озеленение города, совместная с детьми творческая деятельность все это различные формы работы с родителями по формированию у младших школьников экологической культуры посредством проектной деятельности. Осветить их все в рамках данной статьи невозможно.
На одном из родительских собраний можно провести игры – соревнования между командами детей и родителей. Эта игра продемонстрирует знания в области экологии обеих команд, заставит задуматься родителей об уровне своей экологической культуры. После ухода детей, необходимо проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, дать оценку и подвести итог.
Кейс-технологии.
Довольно эффективно в работе с родителями и применение кейс-технологий. Это создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее.
У вас на столах лежит по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2. Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
3. Педагогическая ситуация
. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Прохожий, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
Рефлексия.
Учитель-мастер. Работа с родителями – неотъемлемая часть работы с классом. Здесь самое главное - взаимодействие, а потому и работа эта должна вестись посредством активных и интерактивных форм. Она должна побуждать. Совместная деятельность учителя, родителей и детей обязательно принесет свои плоды, которые порадуют. И хотелось бы закончить наш мастер-класс словами Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
Спасибо за работу. Надеюсь, мой пусть пока небольшой опыт был вам интересен.
А сейчас я хочу предоставить вашему вниманию видеосюжет сделанный одним из родителей на тему «Времена года»
Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов!.