Ирина Гриценко
Обобщение опыта «Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Городской семинар
Выступление на тему:
«Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
(из опыта работы)
подготовила и провела
старший воспитатель МБДОУ «ДС №1 «Космос» :
Гриценко Ирина Анатольевна
Специалист: 1 квалиф. категории
Дата проведения: 13.04.2017г.
«Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Публикация «Обобщение опыта „Работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
важаемые коллеги, рады видеть Вас в стенах нашего дошкольного учреждения! Сегодня мы хотим поговорить об одной из проблем Земли и человека.
5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них зависит её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками. Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды, поэтому свою работу мы начали именно с нее и поставили перед собой задачу «Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней».
Экологическое воспитание, предполагает решение трё х взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.
Существуют нормативно-правовые документы, которые должны учитывать при работе по экологическому воспитанию :
• Закон Российской Федерации “Об образовании”
• Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
• ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС ДО экологическое воспитание дошкольников в нашем дошкольном учреждении реализуется через основную образовательную программу, а так же парциальная программа Николаевой С. Н. «Юный эколог» и «Наш дом-природа» Рыжовой Н. А. А так же в ДОУ функционирует кружок «Природоград».
Каждая образовательная область включает в себя работу по экологическому воспитанию :
1) «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
2) «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о планете Земля как общем доме, об особенностях природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;
3) «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой;
4) «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;
5) «Физическое развитие» направлено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Воспитанники приобретают :
- новые знания и навыки исследования,
- творческий подход к деятельности,
- участие в жизни коллектива,
- регулярное посещение занятий,
- участие в различных экологических мероприятиях.
Ознакомление детей с растительным и жив-м миром строится
*в ходе наблюдения,
*в процессе беседы об увиденном,
*во время чтения художественных произведений.
Работа проводится
*на занятиях;
*на прогулках;
*на экскурсиях;
*при демонстрации мультфильмов, видеофильмов;
*во время трудовых действий на участке;
*изготовлении поделок из природного материала.
В наших группах созданы уголки природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. Регулярно фиксируется изменения в природе: погода, осадки и направление ветра.
Имеется разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, природный материал, таблицы, схемы, гербарии, мнемотаблицы и художественная литература. В каждой группе
для занятий имеется телевизор для просмотра видео фильмов, мультфильмов и презентации, музыкальный проигрыватель для прослушивания аудио записей, песен и голосов животный и звуков природы. Воспитатели имеют в свободном доступе 2 ноутбука, которые так же используют для работы в ДОУ.
К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
Поэтому в своей работе мы используем опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи, любознательные, постоянно стремятся к экспериментам. Учатся устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями и логически рассуждать. Они строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях).
Опытно-исследовательскую деятельность включаем в игры, занятия. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
При работе с детьми используем наглядное моделирование. Сущность его в том, что определённое понятие отражается упрощёнными схематическими рисунками – символами. Ребёнок, автоматически запоминает изображение и то, что оно отражает. Например: в речевой деятельности-для составления рассказов. Таким образом, использование моделей помогает развивать у детей важнейшие операции мышления.
Совместно с воспитателем дети выращивают и наблюдают за ростом лука, чеснока, укропа, петрушки, что позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждают к любознательности, желание узнать больше, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Итог работы наблюдения за растением может быть рисунок, отображающий последовательность. Рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни (Например- луковица)
Чтобы детям было интересно заниматься, каждый раз стараемся в занятие внести новшество и использовать многообразные формы занятий: объединение по подгруппам, работаем в парах, выходим за пределы группы, участка детского сада и конечно же используем сюрпризные моменты. Стараемся, так построить занятие, чтобы ребёнок испытывал радость, удовлетворение.
Учитывая погодные условия, экологические занятия стараемся проводить на свежем воздухе. Наблюдаем явления природы и устанавливаем простейшие связи между ними, определяем состояние погоды. На площадках есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нё м разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На площадках групп «Солнышко» и «Капитошки» имеются небольшие грядки. Здесь дети заботятся, наблюдают и ухаживают за своей клумбой. Сажают, поливают, удаляют сорняки, рыхлят землю.
Беседы. В работе по экологическому воспитанию важно не оставить без внимания фактор отношения к собственному здоровью. Ведь человек – тоже живое существо, он должен быть здоров. А для этого совсем не помешает знать побольше о своем организме, о пользе и вреде окружающей среды для человека. Проводятся беседы, конкурсы, праздники посвященные здоровому образу жизни: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши друзья –витамины» и «Быть здоровыми хотим».
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Поэтому педагогами организовываются игры с природным материалом. Где дети могут так же знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды, усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
Мы используем различные виды игр, такие как: словесные, дидактические и подвижные.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх. Их включаем в НОД и в экспериментальную деятельность для воспитанников.
Очень эффективны игры с различными природными материалами, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. В свободное время дети разбиваются на небольшие подгруппы и рассматривают альбомы, картинки, иллюстрации о животных, о природе, о растениях.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера. Которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, такие как: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», игры отражающие явления неживой природы это- «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
Дошкольников включаем в природоохранные акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении сотрудниками совместно с детьми, а так же с участием родителей проводим акции: «Посади дерево», «День доброты», «Каждой птичке кормушка»….
Экскурсии —еще одна форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают ни с чем не сравнимые- живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, трав, знакомят детей с растениями, животными, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Экскурсии проводим в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения в природе. Например, осенью, когда идет массовое опадение листвы; зимой - полюбоваться зимним пейзажем, за снегом и за таянием снега. Слайд 38 Находясь в парке или на берегу моря, собираем разнообразный природный материал, исследуют растения, почву, воду. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Литература, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой, обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир». Чтение рассказов и сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают и запоминают. А использование малых форм фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, развиваются мышление, прививается любовь к родному краю, заботливое отношение к природе и знакомит с традициями нашего народа. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?».
На территории детского сада имеется экологическая тропа с названиями природных объектов и их расположением.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию.
Позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные времена года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то ограничимся только одним объектом. На тропе с детьми воспитатели наблюдают, рассматривают, обсуждаю, а свои впечатления об увиденном дети в дальнейшем анализируют, используют на занятиях.
Большое внимание уделяем на благоустройство и озеленение территории детского сада. Мы сажаем молодые деревья и кустарники, сеем траву.
Следующая форма экологического воспитания- это праздники и развлечения. Вместе с музыкальным руководителем разрабатываем и проводим мероприятия, сценарии праздников, которые обеспечивают реализацию работы экологического направления. Такие как : «Праздник урожая», «Зимние посиделки», «Весна красна», «Наврез», «Масленица», «День земли» и конечно праздники, посвященные морю. Сегодня такое мероприятие будет вам представлено.
Почти все эти праздники и развлечения проводятся совместно с родителями. В нашем детском саду традиционно реализуется тесное сотрудничество с семьей, о котором говорится в ФГОС ДО. Здесь используем как традиционные формы работы : консультирование, беседы, анкетирование, папки-передвижки, выставки, акции и конкурсы, так и нетрадиционные :деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Используем открытые показы театрализованных постановок экологических сказок или сценок, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес детворы и желание мам и пап заниматься со своими детьми совместным творчеством. Родители вместе с детьми рисуют, фотографируют, делают поделки из природного и бросового материала, а так же принимаем участие в городских конкурсах. Участие каждой семьи не остается без внимания. В этом году проведены совместные выставки такие как «Дары осени», «Каждой птичке кормушка», «Посади дерево», «Сделаем планету чище», конкурсы рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Зимушка- зима». Конечно же и «Лучшая поделка из природного материала».
Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, проводим беседы- не навреди, а если проявляют равнодушие, рассказываем как заинтересовать ребенка. Поэтому для каждой группы родителей целесообразно организовать отдельную беседу, конкретные советы и рекомендации.
По данному направлению работы разработали и апробировали уже небольшой ряд занятий, проектов, презентаций по экологии, а так же собрали небольшую подборку видео уроков для детей.
В холе ДОУ планируем оформить зимний сад, в котором дети смогут наблюдать за ростом растений и ухаживать за ними, где будет формироваться бережное, заботливое отношение.
В течении года ведем совместную работу и взаимодействуем с различными учреждениями, которые обеспечивают сотрудничество детей в области охраны природы, экологического образования и воспитания. В тесном контакте работаем с Эколого биологическим центром, Евпаторийским дельфинарием, Краеведческим музеем, с центральной детской библиотекой.
Нами были организованы экскурсии: в Краеведческий музей,, Евпаторийский Дельфинарий, Евпаторийский аквариум и Эколого биологический центр. 19 апреля запланировано очередное посещение дельфинария,наши дети увидят тренировку дельфинов и работу тренеров.
В результате проделанной работы ДОУ можно отметить, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, экспериментальной деятельности, постепенное усложнение образовательного материала и его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями и учит любить и понимать природу. Такое занятие мы вам предлагаем сейчас к просмотру.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!