Светлана Каримова
Мастер-класс «Формы работы по экологическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер –класс «Формы работы по экологическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования»
(«бумагопластика», «кляксография с трубочкой»).
Цель:
- познакомить педагогов с использыванием нетрадиционных техник («бумагопластика», «кляксография с трубочкой») на занятиях по изобразительной деятельности для формирования экологического сознания детей.
Публикация «Мастер-класс „Формы работы по экологическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
- расширить знания педагогов о нетрадиционной технике рисования – кляксография с трубочкой; бумагопластика (работа с гофрированной бумагой);
- развивать интерес к различным нетрадиционным способами изображения объектов природы на бумаге и др.
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности; - развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.
Материалы для работы :
- альбомные листы,
- гуашь, акварель, фломастеры, маркеры,
- крупная кисть, ложечка, тарелочка,
- трубочка для напитков,
- вода в баночке, - ватные палочки,
- цветная бумага,
- гофрированная бумага (зеленая, коричневая, желтая,
- ножницы, клей, проволока тонкая,
- офисная бумага (белая, зеленая, розовая).
Ход мастер-класса :
I часть (теоретическая)
Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предлагаю вам занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение, самооценку и каждый из вас почувствует себя художником и творцом. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. Сейчас всё чаще педагоги стали использовать в работе различные виды нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Сегодня на мастер – классе мы расширим свои знания по использованию нетрадиционных техник для изображения объектов природы. А именно, техники «бумагопластика», «кляксография с трубочкой».
Начнем наш мастер – класс с бумагопластики.
Существуют разные виды бумагопластики:
- Скатывание.
- Скручивание.
- Мятая бумага.
О такой технике бумагопластики как мятая бумага многие даже не знают, хотя что может быть естественней для ребёнка, чем играть с бумагой, сминая её. Поэтому этой техникой можно заниматься с детьми уже во второй младшей группе. Технология мятойбумаги проста. Она не требует никаких инструментов кроме клея, чтобы впоследствии наклеить готовые элементы на основу.
С приёмом бумагопластики – скатывание. Дети с удовольствием выполняют поделки из бумажных комочков, скатанных из тонкой бумаги, например, салфетки. При заполнении мелких деталей рисунка каждый комочек смазывается клеем при помощи кисточки и наклеивается на основу. Скручивание - это приём бумагопластики, доступный детям с самого раннего возраста. Суть этой техники в том, что при помощи изготовления жгутика, создаётся элемент декора либо целая композиция. Жгутик получается способом скручивания мягких видов бумаги. Движения, выполняемые при скручивании жгутика, напоминают прядение. Кладём полоску бумаги между ладонями и продольными движениями скручиваем её в жгут. В этой операции участвуют обе руки и задействованы многие группы мышц, поэтому эта техника особенно полезна для детей любого дошкольного возраста. Как вы уже поняли, техника работы с бумагой может быть различной.
Разработаны 4 основные нетрадиционные техники работы с гофрированной бумагой:
1. Торцевание.
2. Бумагопластика.
3. Бумагокручение.
4. Гофротрубочки.
Бумагопластика: позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой.
Следующая техника работы с гофробумагой - это бумагокручение. Бумагу можно перекручивать, закручивать, растягивать в поперечном направлении. Я хочу вас познакомить с тем, какие работы можно сделать с детьми, используя разные виды бумагопластики и техники работы с гофрированной бумагой.
1.«Дерево» (ствол – скручивание, крона – многослойная бумага в форме круга). Для изготовления дерева нам понадобится коричневая и зеленая гофрированная бумага. Для начала мы тонируем основу (лист бумаги) в голубой цвет. Далее из коричневой бумаги вырезаем прямоугольник необходимого размера. Разрезаем сверху прямоугольник на полоски (5 – 6, примерно третья часть от общей высоты прямоугольника (по вертикали). Затем скручиваем каждую маленькую полоску (ветки) между ладонями, а после – скручиваем ствол.
Приклеиваем ствол на основу, смазывая клеем части (можно основу). Приступаем к изготовлению кроны дерева. Зеленую гофрированную бумагу (можно использовать два оттенка зеленого) нарезаем на полоски нужной ширины (зависит от размера дерева) и складываем в квадрат, который скрепляем в центре степлером. Должно быть минимум шесть слоев бумаги. Из квадрата вырезаем круг и начинаем создавать объем, поднимая края каждого слоя (круга) к центру и прижимая. Получаются пушистые полупомпоны, которые распределяем по кроне и приклеиваем. Траву под деревом можно также сделать из полупомпонов. Используя эти техники, можно создавать деревья в разное время года.
2. «Зимний лес» (стволы - скручивание, крона – мятая бумага (по шаблону) и белая гофрированная бумага – лентой). Для создания зимнего дерева ствол изготавливается также в технике скручивания бумаги. Крона - вырезана по шаблону из офисной белой бумаги и обклеена по контуру тонкой полоской белой гофрированной бумаги (небольшая сборка). Сугробы – вырезаны из белой офисной бумаги в произвольном варианте и оформлены также белой гофрированной бумагой, что создает объем картины. Можно дополнить картину птицами и животными по желанию.
3. «Весенний пейзаж с ежиком» (стволы – скручивание, кроны – мятая бумага и листочки с цветочками). Для создания весеннего пейзажа понадобится гофрированная бумага желтого, зеленого и коричневого цвета. А также, цветная бумага зеленого, коричневого, белого цвета. Птицы и зрачок глаза ежа рисуются фломастером. Крона дерева и кустарника изготавливается из зеленой гофрированной бумаги. Вырезается прямоугольник (или квадрат) и мнется, создавая форму и фактуру кроны. Размер листа зависит от размера необходимой кроны (желательно взять побольше). Когда крона достаточно смята и сформирована, смазываем клеем основу (определив местоположение и размер) и накладываем подготовленную крону. Плотно прижимать не надо. Фиксируем точечно, распушая крону. Затем на крону приклеиваем ствол с ветками (техника – скручивание). У кустарника ветки прорезаются почти до основания. Затем на готовое дерево приклеиваем вырезанные небольшие зеленые листочки (другого оттенка, смазывая только уголок листочка, что дает объем кроне. Остается приклеить цветочки. (смазываем клеем только серединки, подкручиваем лепестки). Для изготовления ежика необходима бумага коричневого цвета (гофрированная и цветная). Вырезаем голову ежа, а туловище делаем в технике мятой бумаги, формируя контур туловища. Дополняем детали (глаз). Трава – зеленая цветная бумага нарезается соломкой, подкручивается. Клеится в несколько рядов. Ширина примерно 3 см. Одуванчики изготавливаются из многослойных кругов (скреплены степлером в центре)- см. выше («Дерево»). Солнце делается в технике скручивания (лучи) и мятой бумаги (круг). Получается красивая картинка о весне.
4. «Ветка ели» (иголки – скручивание). Для изготовления ветки сосны нам понадобится зеленая гофрированная бумага и основа – тонкая проволока. Отрезаем полосу бумаги шириной примерно 10 см (зависит от длины иголок, нарезаем соломкой около 5 - 6 мм. Затем скручиваем каждую иголочку двумя пальцами. Скручиваем аккуратно, так как от резких движений бумага рвется. После этого начинаем обматывать проволоку по часовой стрелке, плотно прижимая к основе и аккуратно натягивая ленту. В конце фиксируем на клей. Веточка получается как настоящая.
Кляксография
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Остановимся более подробно на такой технике, как «Кляксография с трубочкой». Эта техника очень популярна и интересна как для детей, так и для педагогов. С помощью этой техники педагог может реализовать ряд задач:
-учить детей работать с красками;
-развивать творческое воображение воспитанников;
-развивать мышление, фантазию детей;
-воспитывать интерес к творчеству.
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле). Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т. д.).
Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими.
Для работы в технике «Кляксография» необходимо следующее оборудование:
- акварель или гуашь
- баночки с водой
- кисточки, ложечка
- альбомные листы
-коктейльная трубочка
-цветные карандаши для фона.
Кляксография требует выполнения определенных правил:
-необходимо следить, чтобы ребенок выдувал струю воздуха из трубочки, а не втягивал в себя.
-для получения необходимого эффекта педагогу необходимо показать детям, что кляксой можно управлять, раздувая ее в разные стороны.
-для доработки деталей рисунка необходимо дождаться высыхания клякс.
Этапы работы по созданию деревьев:
1. Цветными карандашами (акварелью) готовим фон (трава, небо).
2. Берём краску коричневого цвета и в нижней части листа ставим кляксу.
3. Коктейльной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.
4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо – влево, вверх – вниз.
5. После высыхания кистью примакиванием рисуем листья.
6. Получится дерево. Дерево можно дорисовать при помощи ватных палочек, карандашом, фломастерами или тонкой кистью.
Для создания веток проходим те же этапы, только кляксу ставим на листе с левой стороны вверху или внизу.
Рассмотрим варианты работ.
«Рябина». После выдувания дерева с помощью ватных палочек (можно кистью) подрисовываем ягоды и листья.
«Сосна». Также как и в предыдущих работах ставим кляксу и выдуваем с помощью трубочки ствол и ветки. После высыхания дерева зеленым
фломастером (маркером) дорисовываем иголки. Украсив все веточки пышными иголочками, приступаем к оформлению полянки вокруг сосны.
«Цветущие ветки». Этапы работы те же, что и при рисовании деревьев.
Различны детали оформления и используемые материалы (бумага, акварель, фломастеры).1. Доработано акварелью.
2. Дополнено цветами из бумаги.
Кроме отдельных объектов с помощью кляксографии можно создавать сюжеты на тему природы.
«Зимний лес со снегирями».
Берем бумагу темного цвета (фон). Выдуваем из капли деревья, используя белую гуашь. Можно дополнить снегирями (рисунок или аппликация).
«Водоем (морское дно)» (река - растения, море – кораллы, растения). Для создания любого водоема (море, река) необходим голубой фон (с помощью акварели). Гуашью рисуем дно. Если море – рифы. Даем высохнуть. После этого - выдуваем растения или кораллы. Каждый слой (каждый цвет) кораллов должен обязательно высохнуть. Дополняем аппликацию – рыбки, камни. Можно использовать пластилинографию. Получается красивый и необычный речной или морской пейзаж.
2 часть (практическая).
- А теперь, уважаемые коллеги, прошу вас выбрать заинтересовавшую вас технику и на практике попробовать создать свою картину (отдельный объект природы или сюжет). (Воспитатели приступают к практической части).
Воспитатель : Молодцы! Сегодня вы на собственном опыте увидели, что творить, фантазировать, созидать – это увлекательное, веселое занятие, способствующее развитию творческого потенциала человека, особенно в дошкольном возрасте.
Рефлексия: Уважаемые коллеги, прошу вас ответить на вопросы: 1. Как вы чувствовали себя в позиции воспитанников? Заинтересовала лично вас данная тема мастер-класса? 2. Какая из представленных техник заинтересовала вас? 3. Возник ли у вас интерес к использованию в своей практике данных нетрадиционных техник?
Уважаемые коллеги, прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо» :
- У меня на столе лежат смайлики, но они без эмоций. Прошу вас взять смайлики и добавить им эмоции (веселые, грустные и др.). Те, которые были у вас сегодня на мастер – классе (воспитатели фломастерами добавляют смайликам эмоции). (- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось, если у вас было и есть хорошее настроение, то нарисуйте улыбающееся личико.
- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустное личико).
- Мне бы хотелось узнать: полезен ли был материал мастер-класса для вас, узнали ли вы что-то новое для себя? Напишите, пожалуйста, на этих личиках отзыв о мастер – классе и положите в коробку.
Благодарю вас за сотрудничество, за продуктивную работу, за усидчивость и творчество.
Творческих вам успехов!