МААМ-картинки

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика»

Ольга Сарайкина
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс по теме «Артикуляционная гимнастика»

Актуальность. От четкой и внятной дикции зависят полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем при обучении в школе отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения.

Публикация «Мастер-класс „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах

Цель: обучить и дать рекомендации родителям по приемам работы с детьми по артикуляционной гимнастике.

Задачи:

• донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи;

• обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;

• дать рекомендации родителям, как заинтересовать ребенка с помощью сказки «Веселый язычок».

Материалы и оборудования: зеркала на каждого участника, пособие «Клоун» с языком, интерактивная доска.

Ход работы

Теоретическая часть

Воспитатель. Уважаемые мамы и папы, мы рады вас приветствовать на нашем мастер-классе!

С младенчества ваш малыш выполняет очень большую работу – это разнообразнейшие артикуляционно-мимические движения языка, губ, челюсти. И все они сопровождаются его лепетом и бормотанием. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. А точность и сила движений у малыша будут развиваться уже постепенно. Сегодня мы хотим познакомить вас с тем, как можно весело, интересно, непринужденно, а главное, полезно провести с ребенком артикуляционную гимнастику.

Дорогие родители, помните, что речевая гимнастика не должна ребенку надоедать и он не должен от нее уставать. Нельзя говорить ребенку: «Быстро иди делай задание, а то не получишь сладкого», «Иди сюда, мы будем заниматься». Любое занятие с ребенком нужно начинать примерно такими словами: «Давай поиграем…», «Я знаю сказочку про веселый язычок, смотри, что он умеет…», «Давай посмотрим, как умеет играть наш язычок». И у вас обязательно все получится!

Итак, представляем вашему вниманию пособие «Клоун» с таким чудесным длинным языком. Благодаря данному пособию вы безусловно вызовете интерес ребенка к гимнастике, а также сможете показать ему правильную артикуляторную позу языка при выполнении тех или иных упражнений.

Обратите внимание на рисунки-подсказки. Ребенку дается задание сделать рисунки по названиям упражнений артикуляционной гимнастики. Таким образом малыш легко запомнит названия упражнений. Это пособие можно использовать в совместной деятельности с ребенком, например в игре «Я буду показывать рисунок, а ты покажи упражнение к этому рисунку». Также ребенок может играть с рисунками-подсказками самостоятельно.

Практическая часть

Воспитатель. Сейчас мы представим вам «Сказку про то, как Язычок в зоопарк ходил».

Язык в ротике живет,

Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом шутя!

В зоопарк пойдем сейчас,

Покажем всех, кто встретит нас.

Язычок утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Описание упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Воспитатель. И отправился Язычок в зоопарк. А за воротами зоопарка – пруд, и оттуда слышится: «Ква-а-а-а, ква-а-а-а». Это были…правильно, лягушки.

Улыбнулась нам подружка –

Большеротая лягушка.

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

Описание упражнения. Губы растянуть (улыбка, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует до счета «пять» (впоследствии до десяти). Повторить 3 раза.

Воспитатель. Идет Язычок дальше. Ой, кто это с длинным носом? Да это же слон!

Идет навстречу добрый слон,

Длинный хобот тянет он.

Я водичку набираю (Вдох.)

И ребяток поливаю! (Выдох.)

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Описание упражнения. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

Воспитатель. Язычку очень понравился и слоник, и лягушка. И он стал играть в превращения – то в лягушку, то в слоника.

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

Описание упражнения. На счет «раз» - губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два» губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнить 5-7 раз.

Воспитатель. Вдруг из пруда показался кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот.

Широко разинув рот,

Кушать просит бегемот.

Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рты.

Описание упражнения. Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Выполнять упражнение 5-7 раз.

Расстелил половичок

У водички Язычок.

На нем лежит и отдыхает

И слегка позагорает.

Да покажем, как Язычок загорал.

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 5-10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

Воспитатель. Неподалеку лежал свернутый шланг. «Зачем он нужен?» - подумал Язычок. А потом понял:

Жарко станет – шланг возьмем

И водой себя польем.

Покажи, какой бывает шланг – тонкий и прочный.

Описание упражнения. Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

Воспитатель. Вдруг шланг, который лежал рядом с Язычком, зашевелился, и Язычок увидел, что это была… змея! Давай изобразим змею.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Описание упражнения. Рот открыть, язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения выполняются в медленном темпе. Выполнить 5-6 раз. Воспитатель. Вдруг Язычок увидел грозного и сердитого индюка. Индюк страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Я – индюк, балды-балда!

Разбегайтесь кто куда!

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: «Была-была-была».

Воспитатель. Тут Язычок увидел лодочку. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой парус был у лодочки.

Лодочка под парусом

По реке плывет.

На прогулку лодочка

Язычок зовет.

Описание упражнения. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнить 2- 3 раза.

Воспитатель. Покатался Язычок на лодочке и увидел на берегу качели.

На качелях оказался,

Вверх взлетал

И вниз спускался.

Весело качаться на качелях!

Описание упражнения. Улыбнуться, рот широко открыт. На счет «раз» опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» поднять язык за верхние зубы. Выполнить 4-6 раз.

Воспитатель. Покатался Язычок на качелях, увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа,

А зовут меня (расческа).

Описание упражнения. Улыбнуться, закусить язык зубами. Протаскивать язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

Воспитатель. Не успел Язычок покачаться, как друзья позвали его в прятки играть.

Язычок играет в прятки –

Поиграйте с ним, ребятки!

Описание упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, при опущенном кончике отодвигать язык как можно дальше в глубь рта, затем приближать к передним нижним резцам. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

Воспитатель. У Язычка была любимая кошечка. Она ждала его около дома. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 8, потом до 10.

Описание упражнения. Язык в положении «сердитая киска» : прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Воспитатель. Так проходит час-другой,

Язычку пора домой.

Пришел Язычок и решил чаю с вареньем попить.

Очень любит Язычок

Вкусное варенье.

Приготовил он друзьям

Это угощение.

Варенье приятное,

Вкусное, ароматное.

Язычок подними,

Варенье с губки оближи.

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот. Не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Воспитатель. Поел Язычок варенья и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Вкусное варенье съели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Описание упражнения. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не проливался). Удерживать язык в таком положении под счет до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Воспитатель. Спасибо за внимание! Желаем вам успехов!

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для всей семьи»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для всей семьи» Цель: подготовка артикуляторного аппарата к чёткому произношению звуков и правильной дикции, формирование силы, точности кинестетических.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 19:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сарайкина (УИ 1089337) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД