Лариса Емельянова
«Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством искусства ручного труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пестрый коврик»
Актуальность
Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры
Публикация «„Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством искусства ручного труда“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Цель:
- приобщение к духовно-нравственным и культурным традициям; познакомить детей с новым видом рукоделия – ковровое ткачество.
Задачи мастер-класса:
1. Способствовать художественно – творческому развитию детей.
2. Формировать желание заниматься интересным и полезным трудом 3. Воспитывать терпение и аккуратность в работе.
4. Развивать цветовое восприятие.
5. Способствовать развитию мелкой моторики.
Дидактический материал:
1. Тканые коврики
2. Шерстяные нити различных цветов.
3. Рамки для ткачества
4. Презентация
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Здесь собрал нас мастер – класс.
Все, кто любит потрудиться, мастера и мастерицы.
Делу – время, это знай! В час потехи – отдыхай!
Я очень рада всех вас видеть на своем мастер – классе, а посвящен он будет одному из древних русских ремесел. Посмотрите на убранство русской избы, почти все здесь сделано своими руками.
Долгими зимними вечерами резали мастера: миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Ремесла кормили, одевали и обували. Недаром русская пословица гласит, «Ремесло не коромысло – плеч не тянет, а само прокормит». А вы, юные мастера, знаете русские пословицы о труде? Я начну пословицу, а вы должны ее продолжить.
ПОСЛОВИЦЫ:
«Не просит ремесло хлеба, а кормит»
«Ремесло – золотой кормилец»
«Ремеслу везде почет»
«С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь»
Отгадайте, ребята, о каком ремесле эта загадка.
Нитку к нитке любя
Мастер подбирает.
Не трудясь соткать ковёр
В сказке лишь бывает.
Дети: Эта загадка о ткачестве.
Воспитатель: Совершенно верно, и сегодня на нашем мастер – классе я расскажу вам о ткачестве. Ткачество – это вид народного мастерства, с незапамятных времен оно было известно в России и имело широкое распространение в крестьянском быту.
Уже с 9 лет каждая девочка умела прясть на прялке, а потом и за ткачество принимались, за станком работала. Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество – одно из самых древних ремесел.
Изначально ковры стелили на пол, ими отгораживали угол в жилище, а иногда ковер выполнял роль двери. И только спустя столетия, с развитием мастерства, изделиЯ ковроткачества переросло в произведение искусства. Настали времена, когда ковры ручной работы стали показателем роскоши и богатства своих хозяев.
Традиция ковроткачества имеет глубокие древние корни и тесную связь с русской культурой и народными обычаями. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколения. Ручное ткачество очень увлекательное и в то же время трудоемкое занятие.
Техника ковроткачества довольно проста, но требует усидчивости, терпения и большого количества времени. На создание одного полотна, в зависимости от размеров, у мастериц уходило от нескольких дней до нескольких месяцев.
Сегодня мы с вами соткем пестрый коврик, который можно использовать как украшение. В качестве ткацкого станка мы будем использовать деревянную рамку. Также для работы нам понадобятся: прочные хлопковые нити, цветная шерстяная пряжа, ножницы, и гребень, который заменит нам колотушку.
Практическая часть. Этапы работы
1. На рамку очень туго натягиваем нить основу, закрепляем ее за края рамы. Натяжка должна быть равномерной по всей длине. Кстати, цвет основной нити не имеет значения, т. к. ее не будет видно под цветной нитью утка.
Основа и уток - главные действующие персонажи в ткачестве.
Основа - это нити, идущие вдоль ткани по вертикали. Уток - это нити, пересекающие основу под прямым углом по горизонтали
2. Для того, чтобы челнок свободно проходил между нитями, мы делим их с помощью ножа на четные и нечетные. Так мы сформировали зев. Вот теперь наш станок готов, и мы можем перейти к самому интересному процессу – ткачеству.
3. Шерстяные нити наматываем на челнок и протягиваем между нитями в сформированный ножом зев. Нить прокладываем свободно, иначе полотно будет стягиваться, а этого допускать не надо. Проложив несколько рядов, прибиваем их деревянным гребнем, тогда полотно будет иметь необходимую плотность. После каждого ряда переворачиваем нож, меняя нити четные и нечетные. Чтобы коврик получился яркий, красочный цвет нитей можно менять.
4. Когда основное полотно соткано, нужно снять нити основы с рамки и завязать двойным узлом.
5. К последнему ряду коврика привязываем обычными узелками бахрому.
6. Чтобы наш коврик стал необычным и пестрым, мы декорируем его привязав разноцветные бусины, пуговицы или фигурки.
Воспитатель: Ребята, кому вы подарите свои работы? (Ответы детей) Замечательные и пестрые получились у вас коврики, они хранят тепло ваших рук и частичку вашей души. Дорогие ребята, благодарю вас за работу. Очень надеюсь, что вам понравилось. До новых встреч!