ирина михайлова
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Детство - это каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало,
прежде всего, познанием человека и отечества,
чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека, величие и
ни с чем несравнимая гордость за свою Родину.
В. А. Сухомлинский.
Цель: Актуализация среди педагогов проблемы патриотического воспитания через использование нетрадиционных форм в работе с дошкольниками.
Задачи:
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
- содействовать обогащению педагогических умений воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию.
- способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
- формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
- развивать гражданственность и национальное самосознание.
К сожалению, в последнее время в Российском обществе утрачиваются традиции патриотического сознания. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности», как у отдельных людей, так и во взаимоотношениях между ними. А в наше время всеобщей занятости, компьютеризации, финансовой зависимости, так мало времени остается для простого человеческого общения, соблюдения семейных традиций и преемственности поколений, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, закладывается механизм социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В требованиях ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности действия на общую пользу.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ, соблюдение его традиций. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера.
На мой взгляд, любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с его отношений в семье с самыми близкими людьми: отцом, матерью, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные формы, технологии и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и подходы в дошкольном образовании, внедряю новые формы работы, которые позволяют добиваться положительных результатов в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников, создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в современном обществе на благо своего государства.
Используемые формы работы с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию я бы, условно, разделила на 2 группы: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные: беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки, труд, встречи с известными, уважаемыми людьми города, микрорайона, ветеранами; приглашение их на совместные праздники (День семьи, День матери, День Победы и т. д., игры (в том числе народные, придумывание сказок, историй и их театрализация.
Нетрадиционные: проектная деятельность, создание мини - музеев (музейная педагогика, «Маршруты выходного дня» с обязательным привлечением родителей, квесты, виртуальные экскурсии (с использованием мультимедийного оборудования).
Самым ценным окружением каждого ребенка является его семья, поэтому обязательно разрабатываю и реализую проекты о семье и семейных ценностях: «Давайте познакомимся!», в заключении получился фотоальбом - раскладушка «Давайте познакомимся!» с фото и краткими рассказами детей о своей семье. Проект «Мама, папа, я - дружная, счастливая семья!» в рамках которого обязательно проводим развлечение с привлечением членов семьи и в результате реализации проекта создан альбом «Семейное древо». Прикосновение к «живым документам» истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.
От семьи, от родного дома плавно переходим к детскому саду, микрорайону, городу в котором живем, родному краю и Родине. Реализовали проекты: «Моя малая Родина» в рамках проекта мы с детьми посетили краеведческий музей, провели экологические акции, посетили памятные места города. По окончании реализации проекта был создан альбом, который состоял из небольших рассказов детей о своем любимом месте нашего города и детских рисунков.
Наиболее значимыми в нравственно-патриотическом воспитании детей, являются проекты, посвященные великому празднику - 9 мая - Дню Победы! В рамках данного проекта были проведены: экскурсии с возложением цветов к местному мемориалу, посещение музея Северо- Западного фронта; чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихов о мужестве и героизме людей того времени; изготовление памятных открыток для ветеранов и тружеников тыла. В итоге реализации проектов: оформлен фотоальбом «Герои живут рядом», в котором странички с фото и маленькими описательными рассказами воспитанников о членах их семей с героическим прошлым или настоящим.
Одним из инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников является работа по созданию мини-музеев. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Создание мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
1. Подготовительный (определение темы и названия музея, место его размещения);
2. Практический (сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление макетов);
3. Заключительный (подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве).
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Важная особенность мини-музей можно посещать каждый день, самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, что вызывает интерес у дошкольников. Здесь дети чувствуют себя настоящими творцами, так как они внесли свою лепту в открытие данного музея.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Одной из нетрадиционных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников является организация воскресного досуга для детей и родителей.
В выходные дни родители могут больше времени посвятить занятиям со своими детьми. В каждой семье существуют свои формы проведения выходных дней. Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации, как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов выходного дня» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые знания об истории, культуре, географии родного края, города. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора.
Важно, чтобы ребёнок извлёк из походов как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.
Дети должны получать знания о своем городе, активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями, педагогами.
«Образовательный маршрут выходного дня» может использоваться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет направленность маршрута. Младшие дети еще с трудом представляют себе город. Поэтому целесообразнее начинать с экскурсий по ближним улицам. У старших дошкольников знаний о родном городе намного больше. Значит начинаем знакомить их с историей города и его достопримечательностями, рассказываем об известных людях, имеющих отношение к нашему городу, внесших вклад в его развитие или культуру.
Разработка «Образовательного маршрута выходного дня» проходит несколько этапов:
1. Родительское собрание. Рассказ родителям о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ для ознакомления детей с родным городом.
Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
2. Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города. (Подбор иллюстраций о городе, книг, вырезок из газет, журналов, видеофильмов о городе.)
Результат: Оформление альбомов, фотоальбомов.
3. Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
4. Прогулка по маршруту.
Результат: Фотовыставка, доклад, рисунки, презентации, стенгазеты.
5. Презентация проекта. (Заслушивание докладов, просмотр презентаций, альбомов, стенгазет.)
6. Вернисаж рисунков «Мой выходной день».
Квест все чаще пользуется популярностью у детей старшего дошкольного возраста, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Игровая форма образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.
Что же такое квест? Это поиск, путешествия с выполнением поручений, заданий. Квест является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игра построена на коммуникационном взаимодействии между игроками. Квест - это командная игра, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию
Образовательный квест –это совершенно новая форма взаимодействия обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательной хорошей игры? А ведь игра – это основной вид деятельности в образовательной процессе. Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих во время игры.
Во все виды образовательной деятельности можно включать квест-игру. Использование квест-игры позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и расширить рамки образовательного пространства.
Этапы квеста
"Мой город - Старая Русса"
Виды детской деятельности
Содержание деятельности воспитанников
Выбор маршрута – продумывание мест посещения
Коммуникативная деятельность
«Диалог с жителями города»:
Вы живете в городе.
Жители города называются …
Ваш город стоит на реке…
День рождения город отмечает…
Ваш детский сад называется…
Ваш город славится заводом.
В вашем городе жил писатель.
Остановка № 1
Познавательно-
исследовательская
Моделирование маршрутного листа (элементы городского ориентирования): размещение на ней фото объектов с указанием
стрелок передвижения и нумерацией
Остановка № 2.
«Музыкальная школа»
Музыкальная деятельность
Пение «Гимн г. Старая Русса»,
муз. А. Афанасьева и сл. С. Семенова.
Остановка № 3. Библиотека семейного чтения
Восприятие художественной
литературы
Чтение стихотворений о Старой Руссе
В ГОРОДЕ ДРЕВНЕМ
В городе древнем над тихою речкой -Милые нашим сердцамДивные храмы, хранящие вечность,Улочки, с детства знакомые нам. Все здесь живет и историей дышит,Руссой гордились рушане всегда. Город родной свою летопись пишет,Время листая, за годом года.
А. Иванова
Остановка № 4. Стадион
Двигательная деятельность
Физкультминутка
Утром рано мы встаем (руки вверх, опустить через стороны,
Город виден за окном (руками показывают
окно).
Он проснулся, он живет (руки на пояс, пружинка,
Нас на улицу зовет (ходьба на месте).
Мы живем, мы растем в нашем городе родном (подняться на носки, руки вверх,
Для кого-то небольшой (руками показать
маленький предмет, а для нас огромный
(круговое движение руками).
Пусть растет, пусть цветет (пружинка,
городок наш скромный (руки в стороны).
Остановка № 5. «Случай
на дороге».
Коммуникативная деятельность
«Подскажи старенькой бабушке безопасную дорогу до поликлиники?»
Задание: объяснить дорогу до данного заведения, соблюдая правила дорожного движения
Остановка № 6. «Художественная
школа»
Изобразительная
деятельность
Творческое задание – сувенир для гостя
Остановка № 7 Дворец культуры
Театрализованная
Этюд «Изобразить деятельность людей разных профессий, работающих в данном здании»
Остановка № 8
«Подарок городу»
Конструирование
из разного материала
Задание: «Украсим площадь возле ДК "Русич" фонтаном будущего. Изготовление фонтана из пластиковой бутылки и трубочек.
У фонтана мы стоим и за струями следим,
Как сверкает он красиво, А расписан – просто диво.
Заключительная часть
Медаль «Знатоки родного города»
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.);
3. Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!», сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
1. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода";
2. Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций;
3. Проведение виртуальной экскурсии через компьютерную программу Skype или просмотр видеоэкскурсии с обсуждением.
4. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
5. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Проведение виртуальной экскурсии может осуществлять в групповой или индивидуальной деятельности, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
Наш мастер класс закончился, друзья!
И время поводить итог.
Скажу с уверенностью я
Во многом вы мне помогали.
Как опыт детям передать,
И каждого из них учить,
Как Родину свою любить.