Светлана Никулина
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Космические эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Космические эксперименты» не только перенесет всех участников в мир звезд и планет, но и познакомит с целым рядом серьезных понятий. Участники запомнят интересные факты о космосе и даже попробуют представить себя космонавтами!
Подготовила: Никулина Светлана Константиновна
Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельность.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности „Космические эксперименты“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
• повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность;
• представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
• сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития активной познавательной инициативы дошкольников.
Материалы:
Веревка, коктейльные соломинки, скотч, воздушные шары; емкость с мукой, металлические ложки; пластиковые бутылки объемом 1,5 л, изолента; емкости с водой, зеркала, фонари,; емкости с бусами; карандаши грифельные.
Оборудование:
Мультимедийная доска, презентация с музыкой, космический чемодан.
[1 ЧАСТЬ
СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о развитии познавательной инициативы детей посредством изучения темы «Космос». А именно, как просто, незамысловато и понятно рассказать ребенку о таких сложных понятиях и процессах физики, химии и астрономии, как инерция, цветовой спектр. Проявление этих понятий сопровождает нас в повседневности и у детей вызывает массу вопросов. Как ответить на них так, чтобы ребенок понял, запомнил и усвоил? Чтобы у него сложилась правильная картина окружающего нас мира?
СЛАЙД 2. Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Понимая, что дошкольные учреждения, - первая ступень в образовании, особую актуальность приобретает вопрос развития познавательной инициативы дошкольников, так как именно инициатива является стержнем, вокруг которого формируется активная, стремящаяся к познанию личность, которая достойно представит Россию на международной арене.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому, очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Самой главной задачей познавательно-исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.
СЛАЙД 3. На данном этапе, внедряя ФГОС, мы используем деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
СЛАЙД 4. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками
2 ЧАСТЬ.
СЛАЙД 5. Сегодня, посредством использования простейших экспериментов, мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы детей о космосе и его явлениях.
Коллеги, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Кто готов составить мне компанию? Занимайте место на умной ракете. Спасибо.
СЛАЙД 6. Для эксперимента нам придется выйти в открытый космос.
Я приглашаю вас в путешествие по звездной галактике. Займите место на космической ракете. Приготовились. Три. Два. Один. А ракета не летит!
Вопрос. Как же можно запустить ракету?
Часто задаваемым вопросом детей является «Как ракета летает?».
Ответить на него можно с помощью опыта «Ракета из воздушного шарика».
На столах у вас стоят космические чемоданчики, откройте их.
Эксперимент № 1. «Ракета из воздушного шарика».
Один участник пары надувает шарик и, не завязывая держит его, другой участник продеваем через соломинку для коктейлей 4,5 м веревки. К соломинке с помощью скотча прикрепляем надутый воздушный шарик держим его. К концом веревки, привязываем карандаш и отходим на расстояние. Тот кто держит шарик удерживает другой конец веревки, привязанный к карандашу, открываем отверстие у шарика.
Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре в противоположный стул или при выходе всего воздуха из шарика.
Этот эксперимент прекрасно подходит для безопасного экспериментирования дома. Родители, берем на заметку.
Теперь мы точно взлетим. Присаживайтесь на умную ракету.
СЛАЙД 7. Ракета взлетела и мы приближаемся к Луне.
На поверхности Луны видны кратеры.
Вопрос. Как они образуются?
Эксперимент № 2. «Лунные кратеры».
Помимо планет и их спутников вокруг Солнца вращается много всевозможных космических обломков, при падении которых на Луну образуются кратеры. У Луны отсутствует атмосферный слой, который может ее защитить. Чтобы посмотреть, как это происходит, предлагаю набрать муку в ложки и бросить в поддон, встав на стул или скамейку. Наблюдаем, как образуются ямки разной величины. Почему одни ямки глубокие, а другие мелкие? На что похожа поверхность с мукой? (Мука ударялась о дно поддона точно так же, как метеорит врезается в поверхность Земли или Луны.)
СЛАЙД 8. Одним из постоянно волнующих вопросов и детей и взрослых является вопрос о жизни на других планетах. Есть она или все же нет. У нас нет точного ответа, но большинство ученых склоняются к мысли, что нет.
СЛАЙД 9. На нашем пути – планета Юпитер – газовый гигант.
Вопрос. Почему на нем нет жизни?
Атмосферный слой отсутствует, нет кислорода. На ней очень часто бывают смерчи и торнадо. Сейчас мы с вами проверим это опытным путем.
Эксперимент № 3. «Смерч в бутылке».
Опыт с бутылками демонстрирует создание спирального воронкообразного вихря в воде. Соединяем герметично изолентой горлышки бутылки с водой и пустой бутылки. Переворачиваем конструкцию бутылкой с водой вверх и раскручиваем ее по кругу. Наблюдаем, как вода водоворотом утекает в пустую нижнюю бутылку.
Объяснение опыта : Когда Вы прокручиваете бутылку круговыми движениями, Вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.
СЛАЙД 9. Коллеги, в космосе хорошо и много интересного он может рассказать, но все же дома – на Земле – лучше. Возвращаемся. Подлетаем к Земле. Посмотрите какая она красива. Юрий Гагарин, облетая Землю, сказал: «Люди, как прекрасна наша Земля! Давайте беречь и приумножать ее!»
СЛАЙД 10. Что за прекрасное сияние наблюдаем мы?
Вопрос. Что это может быть? (Радуга). Как образуется радуга? Что такое радуга и как доступно и наглядно объяснить детям о ее образовании? Радуга - это классический пример физического явления интерференции, когда капли дождя или тумана разделяют солнечный свет на спектральные цвета. Я предлагаю вам провести опыт по изучению спектра цветов «Радуга из воды».
Эксперимент № 4. «Радуга из воды».
Понадобится: емкость, наполненная водой (таз, фонарик, зеркало, лист белой бумаги. Ход опыта : на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга.
Объяснение опыта : Свет является источником цвета. Это спектр цветов. Когда луч света падает на поверхность стеклянной призмы под углом к поверхности, часть света отражается, а часть проходит через стекло, образуя разноцветные полосы. Частицы разного цвета движутся с различной скоростью в прозрачной среде. Из-за этого и возникает видимый спектр цветов.
СЛАЙД 11. Еще один эксперимент «Бусы Ньютона» продемонстрирует, что такое инерция и сила притяжения и как это работает вместе. Кстати, эксперимент легко провести самому, дома вместе с детьми (или взрослыми).
Эксперимент № 7. «Бусы Ньютона».
Нам понадобится пластиковая банка или стакан любого размера. Берем бусины, длинною около 3 м, помещаем их внутрь стакана или банки (главное, чтобы бусины были не перепутанные). Теперь дергаем за край цепочки из бусин и смотрим, как они начинают одна за другой выпрыгивать и высыпаться из банки - красота! Можно еще поднимать банку на разную высоту и следить за изменением скорости! Очень веселый и бесконечно многоразовый эксперимент для научного шоу и домашнего экспериментирования. Развивает мелкую моторику у детей и терпение.
3 ЧАСТЬ.
СЛАЙД 12. Наше путешествие по космическому пространству подошло к концу. Сегодня каждый из нас мог узнать что-то новое и интересно.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
СЛАЙД 13. Практическое применение. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. А мы с вами, уважаемые коллеги, можем их только направлять и обезопасить. Такой вид деятельности, как экспериментирование, можно и нужно применять в системе домашнего образования. Ведь очень интересно познавать новое. Экспериментирование увлекает и этот вид деятельности можно использовать как во время запланированной игровой деятельности, так и как игра в плохую погоду.
СЛАЙД 14. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский).
СЛАЙД 15. Возмите карандаши. У вас в руках обычный карандаш, грифель которого состоит из графита (углерода, и, если расщепить его на атомы, то мы получим грифен - элемент, составляющий тело нейтронных звезд. Так что у каждого из вас в руках кусочек звезды. Не переставайте мечтать и удивляться.
СЛАЙД 16. Спасибо за внимание