Анна Кошелева
Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, по результатам исследований, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперрактивности, в коррекции которого используются различные методы, одним из которых является песочная терапия. Этот метод - прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Благодаря играм с песком у детей повышается концентрация внимания и усидчивости.
Публикация «Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми» размещена в разделах
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Юнг считал, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Пескотерапия дает ребенку время проработать свои эмоциональные проблемы и устраняет блок в процессе обучения.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения и раскрывается, а взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка. А самое главное ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры формируют у ребенка представления об окружающем мире; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Песочная терапия оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние детей, образного мышления, тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсорно –моторного восприятия, наблюдается положительная динамика в развитии.
Несмотря на то, что песок кажется совершенно нам понятным и простым, на самом деле это удивительный материал. Его с удовольствием могут использовать в игре не только маленькие дети, но и взрослые.
Дети не чувствуя усталости, могут играть с песком часами, сооружая различные постройки, делая различные песочные фигуры.
Разрушая и снова сооружая. … Но именно это простое действие
хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.
Искусство работы с песком пришло к нам из глубокой древности, еще до того, как его начали использовать для строительства домов. Именно песок стал первым полотном, на котором человек оставлял рисунки. Индейцы племени «новахо» рисовали на нем свои ритуальные знаки и символы. Поэтому песок имел еще и магическое значение.
Вот уже более полугода я использую в своей работе с детьми, не только обычный строительный песок, но и другие виды песка, такие как кинетический, цветной и белый.
Детям очень нравится сооружать архитектурные постройки, используя кинетический песок. Преимущество его перед песком из песочницы, cостоит в том, что кинетический песок совершенно не липнет к рукам и одежде; не высыхает со временем, не токсичен и не рассыпается.
Цветной песок это очень интересный материал для творчества. Особенно интересно работать с этим материалом детям. Занятия с цветным песком очень хорошо развивают богатство тактильных ощущений, а также мелкую моторику у детей разных возрастов.
Белый песок используется в рисовании детьми на специальном столе.
Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. Известно, что речь ребенка во многом зависит от степени формированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга
Процесс обучения дошкольника очень труден, ребенок быстро утомляется, столкнувшись со сложной задачей, но, как я убедилась на практике, именно песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.