Ушакова Елена
Конспект мастер-класса «Ознакомление с окружающим миром как средство познавательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Ознакомление с окружающим миром как средство познавательной активности детей»
«Сколько ценнейшего материала, представленного в этом ближайшем окружении, проходит мимо сознания детей, не обогащая круга их представления, без влияния на развитие их языка, только потому, что на этот материал организованно не привлекалось внимание детей»- писала Елизавета Ивановна Тихеева.
Публикация «Конспект мастер-класса „Ознакомление с окружающим миром как средство познавательной активности детей“» размещена в разделах
Задача воспитателя, на мой взгляд, уделять как можно больше внимания комплексному изучению природы. Мир природы должен пронести каждый ребенок на своих ладошках, и в этом ему поможем мы- взрослые.
Сегодня я хотела бы показать в своём мастер-классе то, что познать окружающий мир дошколёнок может не только в ходе непрерывной образовательной деятельности, но и непосредственно в совместной работе с воспитателем, а также в самостоятельных играх. Например, для ознакомления с характерными признаками времён года после наблюдений этих природных явлений на прогулке, необходимо беседовать об увиденном, рассматривать соответствующие картинки и иллюстрации, читать художественную литературу, побуждать детей играть в дидактические и обучающие игры по теме. Это поможет воспитать в ребенке чуткость и восприятие богатства звуков, форм, красок. Сформировать умение наблюдать и видеть вокруг красоту, беречь ее, уважать людей, создающих всё прекрасное вокруг.
Я строю свою работу с детьми так, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу. Этого требует и современная действительность- воспитать человека с активной позицией и творческую личность.
Для реализации поставленных задач я использую методическое обеспечение согласно ФГОС, которое хотела бы представить вашему вниманию. (наглядно-дидактические пособия, картотеки и игры, видеодиски про животных, сборник энциклопедий).
Благодаря сайту «инфоурок» у меня появилась своя копилка по данной теме (красочные занимательные видеоуроки, которые помогают сформировать знания об окружающим мире, интерактивные игры по познавательному развитию. Накопленным материалом, уважаемые коллеги, могу поделиться с вами в конце мероприятия.
Но бесценным опытом считаю коллективные поделки детей и родителей как результат большой проделанной работы. (изучая океан, мы изготовили с ребятами панно «Подводный мир», закрепляя правила безопасности на дорогах у нас появился макет города, совместно с родителями участвовали в конкурсе «Берегите природу»).
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности и для этого я использую разнообразные игры. Моя работа по ознакомлению с окружающим миром проходит играя, в непрерывной образовательной деятельности. Девизом считаю:«Развиваться и играть, неизвестность покорять».
Сегодня я тоже хотела бы с вами поиграть. Для этого мне нужно пять человек.
Я попрошу вас остаться взрослыми и буду обращаться к вам «уважаемые коллеги!»
Есть у наших малышей
Пять чудесных областей.
Их на карте не найдёте,
Хоть весь мир вы обойдёте.
Помогают им общаться
и культурно развиваться,
Много нового узнать
Мир окружающий познать.
И друзьям всем рассказать.
Развивают в них самостоятельность,
Инициативность и любознательность.
И физкультуру не дают забыть,
чтоб всегда здоровым быть!
Друзья, а вы хотели бы узнать, что за пять чудесных областей есть сегодня у наших малышей? Сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по моему опыту работы на любимом паровозике из Ромашкова. Занимайте места. (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»)
1 станция «Социально-коммуникативное развитие».
Наше путешествие зимнее, поэтому нам необходимо вспомнить правила безопасного поведения зимой. И так минутка безопасности. Презентация «правила безопасного поведения в зимнее время». Уроки безопасности- это неотъемлемая часть работы, которую я веду систематически с детьми- это беседы, познавательныемультфильмы и презентации, инструктажи с родителями, изготовление буклетов и папок передвижек.
(Звук паровоза). Ой, нам пора дальше в путь.
2 станция «Познавательное развитие».
Сейчас, уважаемые коллеги, мы поиграем с вами в дидактическую игру «Лента времён года».
-Как вы думаете, что перед вами? (цветные подушки)
-А какую они имеют форму? (квадрат)
-Это не простые цветные квадраты, их можно соединить между собой. В этом вам поможет схема. (на столе лежит схема «зеленый-красный-желтый-синий») Участники соединяют подушки. Затем переворачивают их и находят разнообразные крепления.
-У нас получилась волшебная лента времён года. А у меня есть и волшебная коробочка с тем, что можно прикрепить на эти красивые подушки. Но для начала прослушайте стихи и определите в какое время года заколдована каждая цветная подушка.
1. Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
Красит синькою Мороз
В окнах незабудки.
И зевает синий пес
Возле синей будки.
(А. Фетисов)
(синяя подушка-зима). Молодцы!
2. Поглядите, снег сошел на обочине,
и уже травка зеленая видна!
Сколько же радости приносит нам
первая зеленая листва.
Небо все меньше хмурится.
Солнышко все больше улыбается!
К нам весна пришла! Ура!
Всё в мире просыпается!
(зеленая-весна). Правильно!
3. Светит солнце ясное!
Здравствуй, лето красное!
Здравствуй, речки бережок!
Здравствуй, ласковый лужок! ( Автор: Евгения Зих).
(красное-лето). Замечательно!
4. Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
З. Фёдоровская
(жёлтая подушка-осень).
Я рада, что у вас получилось расколдовать волшебную ленту времён года!
А теперь, вы можете украсить каждую подушку-каждое время года своими отличительными признаками. (участники достают из коробочки желтые листики, снежинки, цветочки, бабочки и фрукты и украшают подушки).
-Молодцы! А какое время года ваше самое любимое?
-Сейчас у нас какое время года? (зима)
- А какое время года будет после зимы?
-А какое было перед зимой?
-Как красиво, когда зимой идёт снег! Давайте сфотографируем на память эти белые, пушистые снежинки и отправимся дальше в наше увлекательное путешествие.
(Звук паровоза)
3 станция «Художественно-эстетическое развитие».
Уважаемые коллеги, мы с вами сделали красивые зимние фотографии? Сейчас, я вам предлагаю проявить их волшебными красками. (на столе лежат половинки альбомных листов, на которых воском нарисованы снежинки разной формы, миски с разбавленной гуашью и губки для закрашивания) Вам необходимо слегка обмакнуть губку в краску и провести ею по листу бумаги. Все движения производите с левого верхнего угла, слева направо, не оставляя белых пропусков. Понятно? Приступайте.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Эти прекрасные снежинки вы можете оставить себе на память. А теперь, мы отправляемся дальше в путешествие, занимайте свои места.
4 станция «Физическое развитие».
(Звук дождя)
Но, что это? Кажется, пошёл дождь? Да, зимой бывают и такие осадки! Так что же, наше путешествие закончилось? У меня есть предложение прогнать эту злую тучку, и помогут нам в этом малыши группы «Золотая рыбка» (физкультминутка «Виноватая тучка»)
Как хорошо, когда дождик заканчивается, и мы опять можем отправиться в путешествие.
5 станция «Речевое развитие».
Мы с вами гуляем по зимнему лесу, в котором много тайн и загадок. Одну из таких вам загадали ребята подготовительной группы «Дельфинчик». (На большом листе бумаги изображены следы животных). Здесь изображены следы животных и птиц, ваша задача отгадать и назвать чьи они? Можно пользоваться подсказкой, можете использовать так же лупы. (на большом листе бумаги нарисованы следы, а рядом животное)
Молодцы, вы справились с заданием! А теперь я вам предлагаю ещё поиграть. Становитесь все в кружок, у меня в руках снежок! Чтобы узнать у снежка секреты, надо дать поскорее ответы, снег какой? Ваш ответ начинается со слова снег какой (участники передают снежок и называют прилагательные ко слову снег)Замечательно, мне с вами было очень интересно играть! Я тоже умею лепить снежные комочки. Я леплю волшебный ком, много снега наберу и для вас я ком слеплю, да ведь это не снежок, а волшебный колобок! Того мелкого снежка нет здесь и в помине. Интересные дела, что там в середине? (в середине красивые орешки с новогодними пожеланиями, которые получают участники игры и жюри).
Каждый маленький ребёнок,
должен знать уже с пелё нок:
ФГОС для дошкольников необходим-
В игре развиваться всегда мы хотим.
А папе и маме, мы скажем уверенно:
«ФГОС - не реклама,
а стандарт нового поколения!»