Мельникова Любовь Валерьевна
Мастер-класс «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
▼ Скачать
Мастер класс
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Цель:
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
Поделиться педагогическим опытом по данной теме.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
Слайд 1. Здравствуйте уважаемые коллеги хочу представить вам свой мастер класс «организация познавательно исследовательской деятельности в ДОУ
Слайд 2 В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Слайд 3 Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Слайд 4 Что предполагает Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду? – специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Слайд 5 Организация пространственной предметно развивающей среды имеет первостепенное значение при развитии познавательных способностей, исследовательской деятельности. Грамотно организованная окружающая среда позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.
Слайд 6. Но главным в окружающей среде группы является центр науки в котором дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Наша задача – создать условия, в которых ребенок будет непосредственным участником исследования.
Слайд 7. Все материалы в центре науки должны соответствовать требованиям безопасности, должны быть доступны детям. Все должно быть эстетично оформлено. Некоторые материалы могут быть использованы только совместно со взрослым.
Слайд 8. Какую роль играет экспериментальная деятельность в развитии ребенка? Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания.
-Обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные
процессы.
-Развивается речь.
-Происходит накопление фонда умственных умений.
- Формируется самостоятельность, целеполагание, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения
определенного результата.
-Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,
формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет
повышения общего уровня двигательной активности.
Слайд 9. Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок - исследователь по своей природе.
Слайд 10. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, стремление к новым открытиям и впечатлениям, к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире ребёнка. Задача взрослых - помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на многие вопросы. Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя, тогда это принесет положительный результат. А ведь именно через экспериментирование, особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно- следственные связи рассматриваемого явления.
Слайд 11. Экспериментирование играет еще и важную роль для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой с песком: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики, рисуют песком.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников.
Слайд 12. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на экспериментирование».
Слайд 13. Процессе игр-экспериментов расширяет сенсорный опыт дошкольников и обогащает их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность и т. д.
Слайд 14. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
Слайд 15. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».Усваивается все прочно и на долго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Слайд 16. В ходе своей практики, проводя диагностику по методике «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова) у детей не возникало проблемы в использовании и применении экспериментальной деятельности во всех образовательных областях. Но в сентябре 2019 года, работая с новыми детьми, и проведя данную диагностику, выявила следующие результаты.
Слайд 17 Как вы видите у детей экспериментальная деятельность находится на низком уровне. (Диаграмма на слайде). В связи с этим для себя поставила цель повысить у детей старшего дошкольного возраста интерес к данной деятельности.
Слайд 18 Мой девиз звучит так: «Помоги мне сделать это самому!». Считаю, что нужно уважать право детей быть непохожими друг на друга, право на индивидуальность. Не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия, чтобы он сделал собственное открытие, предоставлять ему возможность для самостоятельных решений. Главное – ребенку должно быть интересно.
Слайд 19 На учебный год мной был создан и апробирован перспективный план по познавательно исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (опыты).
Слайд 20. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Слайд 21. По теме «Волшебница Вода» проводили опыты «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.
Слайд 22. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…»
Слайд 23. Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому исследование окружающего мира с детьми провожу через игры-эксперименты:
• игры-эксперименты с песком
• игры-эксперименты с водой
• игры-эксперименты с магнитами
Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Слайд 24. Игры-экспериментирования проводим в нашей «лаборатории», которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы.
Слайд 25. В центре науки для детей организовала уголок "Мастерилка", где дети, знакомясь с природным материалом, создают из него какие - то поделки.
Совместную деятельность с детьми в детской «лаборатории» организуем один раз в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Результаты опытов фиксируем с детьми в журнале исследований в виде фотографий.
Слайд 26. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Я не тороплюсь с ответом, а даю возможность детям найти его самостоятельно. Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который часто становится следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.
Слайд 27. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я проводила родительские собрания, консультации, на которых объясняла родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провела анкетирование родителей. Так же разработала буклеты и памятки.
На собрании дала очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Слайд 28. Я привлекаю родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе и родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.
Слайд 29. А вот результаты диагностики в конце года. Как мы можем увидеть уровень познавательно-исследовательской деятельности, а в частности экспериментирования стал намного выше.
Слайд 30. Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Слайд 31. Надеюсь, что вам сегодня было интересно и познавательно. Буду рада, если данные методы и приемы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание.