Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в малокомплектном детском саду в ходе реализации ФГОС до»

Галина Сметанина
Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в малокомплектном детском саду в ходе реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессионального мастерства малоопытных педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Закрепить знания малоопытных педагогов о содержании стандарта дошкольного образования;

2. Расширить практические навыки педагогов по использованию опытов и экспериментов в образовательном процессе разновозрастной группе;

Темочки:

3. Создать благоприятную атмосферу профессионального сотрудничества.

Актуальность: В условиях реализации ФГОС дошкольного образования самостоятельное открытие ребенком окружающего мира является одним из основных педагогических положений. А опытно-экспериментальная деятельность – это наиболее эффективный способ познания детьми окружающего.

Материалы: 3 миски с водой, 4 апельсина, не менее 4 виноградин, сахар быстрорастворимый, тарелки, подкрашенная вода, сильногазированная вода, бумажные цветы с длинными лепестками, карандаши, схемы-модели «детское экспериментирование», мольберт.

Место проведения: экологический центр МБДОУ №10

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые молодые коллеги!

На наших встречах, в рамках методических мероприятий мы постоянно говорим о важных подходах, которые определяет федеральный государственный образовательный стандарт.

Назовите, пожалуйста, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

Предполагаемые ответы участников мастер-класса :

-Ребенок проявляет любознательность,

-задает вопросы взрослым и сверстникам,

-интересуется причинно-следственными связями,

-пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

-склонен наблюдать, экспериментировать.

Скажите, пожалуйста, в связи с этим, какие важные образовательные задачи стоят перед современным воспитателем?

Предполагаемые ответы:

- необходимо развивать пытливость ума;

знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов,

-организовывать опытно-экспериментальную деятельность.

Я согласна с вами! Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Особенно это актуально для разновозрастных групп, в условиях которых организуется педагогический процесс в нашем детском саду. Можно проводить опыты для разных возрастных подгрупп в течение дня, а можно проводить со всеми, но привлекать к самостоятельному экспериментированию старших детей. Или наоборот, младшие делают опыты, а старшие пытаются объяснить, почему это происходит.

В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты. В чем же их особенность? (схемы-модели выкладываются на мольберте)

- Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

- Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

- В - третьих, они практически безопасны.

- В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

- Что необходимо, в первую очередь, для организации опытно-экспериментальной деятельности?

Предполагаемые ответы: Необходима специально организованная предметно-пространственная среда: уголок опытно-экспериментальной деятельности. мини-лаборатория, экологический центр.

- Конечно, и поэтому сегодня, мы с вами находимся в нашем экологическом центре Здесь находятся более 50 видов комнатных растений, есть значимые для нашего детского сада природные объекты, например гибискус, который растет с основания экологического центра. И в этом замечательном помещении, конечно, для детей очень интересно организовывать различные виды опытно-экспериментальной деятельности.

Для дошкольников опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Практическая часть. Попробуем и мы сделать, объяснить и понять.

Опыт 1 «Как заставить апельсин опуститься на дно?»

Материалы: 2 апельсина, миска с водой.

Один апельсин опустим в миску с водой. — Что произошло с апельсином?

Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду.

Апельсин утонул. Почему? Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

Объяснение: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вы, конечно, молодцы, но дети будут затрудняться, и это очень важно – дать им подумать, чтобы они не получали готовый ответ, а размышляли, развивали свою мыслительную деятельность.

Опыт 2. «Пизанская башня»

Материалы: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды.

Построить на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведено немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно выливаем немного жидкости в тарелку (не на башню). Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Объяснение: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

Опыт № 3. «Распускающиеся цветы»

Материалы: Вырезанные из цветной бумаги цветы с длинными лепестками, миска с водой.

При помощи карандаша закрутить лепестки к центру, опустить на воду, налитую в миску. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Объяснение: Это происходит потому, что бумага намокает, молекулы воды проникают между молекулами бумаги, бумага становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт № 4. «Танцующая виноградина»

Материалы: стакан со свежей газированной водой и виноградинка.

Виноградинку бросаем в стакан. Она будет то опускаться, то подниматься наверх – танцевать.

Объяснение: Виноградина чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Рефлексия.

Какие у вас остались впечатления от опытно-экспериментальной деятельности? (ответы).

Если я вас смогла удивить, то представьте, сколько радости и интереса будет у детей! И кроме того, что мы их окунем в атмосферу радости, они узнают много нового и интересного, и открытия эти они сделают самостоятельно, а это именно то, что требует от нас стандарт дошкольного образования!

Уважаемые коллеги! В нашем экологическом центре выросли очень необычные цветы. Я их назвала - цветы познания. На них с одной стороны лепестков написаны обучающие задачи, а с другой опыт, который поможет их решить. Надеюсь, что эти цветы познания пригодится вам в вашей педагогической деятельности.

Передаю участникам памятку в форме ромашки.

Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов

Публикации по теме:

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Мастер-класс «Выращивание рассады в рулончиках». Экспериментальная деятельность в детском садуМастер-класс «Выращивание рассады в рулончиках». Экспериментальная деятельность в детском саду Предлагаю Вашему вниманию эксперимент, который мы провели с детьми старшей группы в рамке проекта «Царица – водица!» Цель эксперимента доказать,.

Мини-сценарий праздника «День Знаний» в малокомплектном детском садуМини-сценарий праздника «День Знаний» в малокомплектном детском саду Мини-сценарий к празднику «День Знаний» в малокомплектном детском саду Ведущая: Собрались мы здесь все в раз, На веселый детский час.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. Фотоотчёт «Выращиваем кристалл»Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. Фотоотчёт «Выращиваем кристалл» В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей.

Развивающая предметная среда в малокомплектном детском садуРазвивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Экспериментальная деятельность в детском садуЭкспериментальная деятельность в детском саду Маленькие дети – прирожденные исследователи. Редкие дети не проявляют повышенный интерес к огню. Он для них и страшен и прекрасен одновременно.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в малокомплектном детском саду в ходе реализации ФГОС до»
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 14:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в малокомплектном детском саду в ходе реализации ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сметанина (УИ 1542926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД