Галина Сметанина
Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность в малокомплектном детском саду в ходе реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства малоопытных педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Закрепить знания малоопытных педагогов о содержании стандарта дошкольного образования;
2. Расширить практические навыки педагогов по использованию опытов и экспериментов в образовательном процессе разновозрастной группе;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Опытно-экспериментальная деятельность в малокомплектном детском саду в ходе реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
3. Создать благоприятную атмосферу профессионального сотрудничества.
Актуальность: В условиях реализации ФГОС дошкольного образования самостоятельное открытие ребенком окружающего мира является одним из основных педагогических положений. А опытно-экспериментальная деятельность – это наиболее эффективный способ познания детьми окружающего.
Материалы: 3 миски с водой, 4 апельсина, не менее 4 виноградин, сахар быстрорастворимый, тарелки, подкрашенная вода, сильногазированная вода, бумажные цветы с длинными лепестками, карандаши, схемы-модели «детское экспериментирование», мольберт.
Место проведения: экологический центр МБДОУ №10
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые молодые коллеги!
На наших встречах, в рамках методических мероприятий мы постоянно говорим о важных подходах, которые определяет федеральный государственный образовательный стандарт.
Назовите, пожалуйста, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Предполагаемые ответы участников мастер-класса :
-Ребенок проявляет любознательность,
-задает вопросы взрослым и сверстникам,
-интересуется причинно-следственными связями,
-пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
-склонен наблюдать, экспериментировать.
Скажите, пожалуйста, в связи с этим, какие важные образовательные задачи стоят перед современным воспитателем?
Предполагаемые ответы:
- необходимо развивать пытливость ума;
знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов,
-организовывать опытно-экспериментальную деятельность.
Я согласна с вами! Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Особенно это актуально для разновозрастных групп, в условиях которых организуется педагогический процесс в нашем детском саду. Можно проводить опыты для разных возрастных подгрупп в течение дня, а можно проводить со всеми, но привлекать к самостоятельному экспериментированию старших детей. Или наоборот, младшие делают опыты, а старшие пытаются объяснить, почему это происходит.
В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты. В чем же их особенность? (схемы-модели выкладываются на мольберте)
- Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
- Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
- В - третьих, они практически безопасны.
- В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
- Что необходимо, в первую очередь, для организации опытно-экспериментальной деятельности?
Предполагаемые ответы: Необходима специально организованная предметно-пространственная среда: уголок опытно-экспериментальной деятельности. мини-лаборатория, экологический центр.
- Конечно, и поэтому сегодня, мы с вами находимся в нашем экологическом центре Здесь находятся более 50 видов комнатных растений, есть значимые для нашего детского сада природные объекты, например гибискус, который растет с основания экологического центра. И в этом замечательном помещении, конечно, для детей очень интересно организовывать различные виды опытно-экспериментальной деятельности.
Для дошкольников опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Практическая часть. Попробуем и мы сделать, объяснить и понять.
Опыт 1 «Как заставить апельсин опуститься на дно?»
Материалы: 2 апельсина, миска с водой.
Один апельсин опустим в миску с водой. — Что произошло с апельсином?
Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду.
Апельсин утонул. Почему? Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?
Объяснение: В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вы, конечно, молодцы, но дети будут затрудняться, и это очень важно – дать им подумать, чтобы они не получали готовый ответ, а размышляли, развивали свою мыслительную деятельность.
Опыт 2. «Пизанская башня»
Материалы: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды.
Построить на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведено немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно выливаем немного жидкости в тарелку (не на башню). Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Объяснение: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Опыт № 3. «Распускающиеся цветы»
Материалы: Вырезанные из цветной бумаги цветы с длинными лепестками, миска с водой.
При помощи карандаша закрутить лепестки к центру, опустить на воду, налитую в миску. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Объяснение: Это происходит потому, что бумага намокает, молекулы воды проникают между молекулами бумаги, бумага становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 4. «Танцующая виноградина»
Материалы: стакан со свежей газированной водой и виноградинка.
Виноградинку бросаем в стакан. Она будет то опускаться, то подниматься наверх – танцевать.
Объяснение: Виноградина чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Рефлексия.
Какие у вас остались впечатления от опытно-экспериментальной деятельности? (ответы).
Если я вас смогла удивить, то представьте, сколько радости и интереса будет у детей! И кроме того, что мы их окунем в атмосферу радости, они узнают много нового и интересного, и открытия эти они сделают самостоятельно, а это именно то, что требует от нас стандарт дошкольного образования!
Уважаемые коллеги! В нашем экологическом центре выросли очень необычные цветы. Я их назвала - цветы познания. На них с одной стороны лепестков написаны обучающие задачи, а с другой опыт, который поможет их решить. Надеюсь, что эти цветы познания пригодится вам в вашей педагогической деятельности.
Передаю участникам памятку в форме ромашки.
Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов