Климова Екатерина
Демонстрационный дидактический материал к обучению детей творческому рассказыванию по картине методами ТРИЗ во второй младшей
▼ Скачать + Заказать документы
Демонстрационный дидактический материал к обучению детей творческому рассказыванию по картине методами ТРИЗ во второй младшей группе «Теремок».
Демонстрационный дидактический материал к обучению детей творческому рассказыванию по картине методами ТРИЗ. Проводиться во второй младшей группе. Учебно- демонстрационный материал представляет собой картонную панель со вкладышами. Вкладыши являются графическими изображениями, то есть эмблемами определенного этапа работы с картиной. Создание данного демонстрационного материала является целесообразным, поскольку запоминание эмблемы и озвучивание правила являются одними из постоянных целей этапов работы с картиной. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема (или значок) совершенного мыслительного действия. Всего этапов работы с картиной 9, в данной работе мы отразили 3.
Публикация «Демонстрационный дидактический материал к обучению детей творческому рассказыванию по картине методами ТРИЗ во второй младшей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Содержание этапов
Этап 1. Перечисление объектов на картине.
Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.
Этап 3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов
чувств.
Этап 1. Определение объектов на картине. Цели: активизировать словарь, учить определять объекты и схематизировать их учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило.
Задание: «Определите объекты на картине».
Пришла в гости картина, посмотрите на нее. Например картина «Саша и снеговик».
Смотрю на картинку, и называю объекты», используем при этом игровой прием «подзорная труба» или «бинокль». Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим объекты, которые находятся на ней.
Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов: развивающая игра «Охота за подробностями». Последовательность называния объектов на картине может быть любой. Дети учатся классифицировать объекты на картине по определенному признаку: рукотворности, природности, функциональность, присутствия определенного цвета, формы и д. р.
Дети называют объект, воспитатель фиксирует схематично его. Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась.
На примере картины «Саша и снеговик», выделили объекты: снеговик, Саша, зайчик, санки, снегирь, ёлка. Определили верх (горизонт) и низ (земля).
Задачи
Подведение итога первого этапа сводится к перечислению названных объектов, узнаванию эмблемы и озвучиванию правила: «Смотрю на картину и называю объекты».
Этап 2 . Установление взаимосвязей между объектами на картине. Цели:учить находить взаимосвязи объектов, находить взаимосвязи объектов, активизировать словарь, запоминать эмблему и озвучивать правило.
Задание: «Найдите на картине взаимосвязи между объектами».
На этом этапе дети выделяют выделить два объекта на картине и обьясняют, почему они между собой связаны. Объединить названные объекты стрелками.
Воспитатель предлагает поиграть в игру: «Дети, давайте поиграем в сыщиков и узнаем тайну картины: Все объекты между собой связаны. Найдем эти связи». Мы ищем друзей, ищем недругов.
Задание: найти объекты на картине, которые между собой связаны по взаимному расположению, или которые совершенно не связанны.
Например: «Снеговик и Саша связаны. Потому что Саша слепил снеговика». «Снегирь связан со снеговиком. Снегирь сидит на снеговике, потому что птице там удобно».
Развивающая игра «Кто -то теряет, кто –то находит, и что из этого выходит.» Воспитатель после установления взаимосвязей между объектами должен подвести итог в виде рассказа – рассуждения. Например: "Саша слепил снеговика, снеговик живёт благодаря Саше, а Саше было бы скучно играть без снеговика.
Запоминаем эмблему этапа и озвучиваем правило: «Один объект связан с другими».
Этап 3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Цели данного этапа: учить на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств, учить находить эмблему и озвучивать правило, активизировать словарь.
«Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств». На этом этапе дети составляют речевые зарисовки возможных ощущений. Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств, необходимо с детьми уточнить, какие признаки объектов могут воспринять разными анализаторами («помощниками умной головы»).
В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников - помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
Дети описывают объекты на картине, используя прием «Вхождения в картину».
Словесная зарисовка на основе ощущений дает представление о признаках, ранее изученных (температура, влажность, материал, форма объекта и т. д.
Например: к нам в гости пришли веселые человечки (волшебники, герои, которых могут придумать сами дети). Один любит все понюхать, другой послушать, третий попробовать, а четвертый потрогать. Они предлагают «попутешествовать» с ребятами по картине. Воспитатель призывает обратиться к помощи человечков и «прислушаться повнимательней», «вдохнуть запах», «дотронуться рукой», «попробовать на вкус». Веселые человечки должны начать речевую зарисовку со слов «Я чувствую запах…», «я слышу.», «когда я трогаю руками…», а дети продолжают.
«Посмотрите на картину, и «войди в нее». Чем картина может пахнуть?» А какие звуки вы слышите?
«Я слышу, как скрипит снег», «Я слышу, как разговаривает Саша», «Я слышу, как поёт снегирь.
«А что вы ощущаете лицом и руками?»
«Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая», «Я чувствую, как на улице прохладно, снег холодный», «Я чувствую, что на ощупь, санки холодные и влажные».
Произнеси правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь», и покажи эмблему.