Елена Домарева
Мастер-класс «Нейроигры в работе воспитателя как эффективный инструмент развития детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Нейроигры в работе воспитателя как эффективный инструмент развития детей с ОВЗ»
Воспитатели
МБДОУ ДС №14 «Солнышко» :
Домарева Е. Н.
Салькова Е. В.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
СЛАЙД 1 (титульный)
Публикация «Мастер-класс „Нейроигры в работе воспитателя как эффективный инструмент развития детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2023
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем рады поделиться с вами своим опытом работы и проведем мастер-класс по теме «Нейроигры в работе воспитателя как эффективный инструмент развития детей с ОВЗ».
СЛАЙД 2 (цель, задачи)
Цель мастер-класса повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых эффективно в образовательном процессе ДОУ для детей с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
- вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
- активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
- побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое.
Уникальным и эффективным средством развития речи дошкольников и раскрытия их интеллектуального потенциала является применение нейроигр в работе педагогов дошкольного учреждения.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал. В работе воспитателя они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий, закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному миру.
СЛАЙД 3 (картинка «За что отвечают полушария)
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Если обратиться к строению головного мозга мы видим, что правое полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительные, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличие у человека более сильных аналитических способностей. А так же лингвистических наклонностей.
А Вам, уважаемые коллеги, интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие? Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить определенную последовательность букв.
1. Для начала предлагаю вам сцепить руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой – то П.
2. Теперь давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом правом глазе запоминаем букву П, при закрытом левом глазе букву Л.
3. Сейчас сложите руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!
4. Предлагаем поаплодировать друг другу. Вы молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву. И что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П – то правое, если Л – то левое.
Для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаем вам выполнить упражнение на развитие внимания и знание географии своего тела.
Упражнение «Нос, рот, голова»
Я читаю стихотворение, а Вы вместе со мной выполняете движения.
Нос, рот, голова,
Уши, щеки лоб, глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь.
Руки, бедра и живот,
А потом наоборот.
Руки, бедра и живот,
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь.
Уши, щеки лоб, глаза,
Нос, рот, голова.
Уважаемые коллеги, межполушарное взаимодействие мы с вами наладили и настроились на активную работу.
Нейроигры - это эффективнейший инструмент, позволяющий без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми в различных режимных моментах.
Сейчас мы представим Вам нейроигры, которые мы используем в своей работе.
СЛАЙД 4-10 (фото с играми)
1. Игра «Цветные браслеты».
Цель: развитие памяти и внимания.
Материалы: разноцветные полоски на липучках.
Правила игры: педагог называет цвет и по очереди надевает браслет, например, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый. Потом закрывает свою руку листом бумаги и предлагает детям надеть браслеты в таком же порядке (в обратном порядке). Ведущим может быть и один из детей.
2. Развивающая игра «Умные резиночки»
Цель: развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Материалы: цветные резинки для волос, карточки с заданиями.
Правила игры: играть в эту игру можно, как индивидуально, так и командой 2-4 человека. Для этого карточки кладут на стол стопкой лицевой стороной вниз. Один из игроков переворачивает карточку и кладет так, чтобы каждый играющий мог ее видеть. Как только карта открыта, все игроки стараются быстрее подобрать резиночки и надеть их на пальцы правой или левой руки. Игрок, который первый выполнил задание произносит кодовую фразу «стоп игра» или использует звонок.
Игра «Запомни и повтори». Карточка с заданием открывается на 5-7 секунд, после чего переворачивается. Игроки по памяти выполняют задание, затем проверяют. Можно проводить соревнования «Кто быстрее наденет резиночки». В этой игре можно обойтись и без карточек. Водящий надевает резиночки на пальцы, остальные стараются повторить.
Игра «Вслепую». Два игрока садятся спиной к друг другу, один из игроков надевает резиночки на пальцы и комментирует свои действия, другой повторяет за ним.
3. Игра «Незатейливые шнурки»
Цель: развитие сенсомоторной координации.
Материалы: игровое поле с квадратами 12 цветов в центре которых пластиковые петельки (в нашем случае фурнитура для штор, шнурки, схемы для плетения.
Правила игры: используя цветовые схемы, дети продевают шнурок в петельки в нужной последовательности.
Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.
4. Игра «Волшебные дорожки».
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-пространственной координации, внимания.
Материалы: дорожки, схемы движения по дорожкам, палочка с кольцом, пластиковый шарик.
Правила игры: используя схему движения, ребенку предлагается провести шарик по дорожке при помощи палочки с кольцом, не касаясь рукой шарика и схемы. В игре можно использовать маленькие машинки.
5. Игра «Паучки и паутинки»
Цель: формирование умения выполнять рисунок (чертеж) по заданной цветовой схеме.
Материалы: игровое поле в центре с геометрической фигурой, паучки на липучках, схемы для игры на липучках, фломастер.
Правила игры: перед детьми небольшая полянка, на которой трудятся паучки и плетут красивую паутинку. Чтобы паучки не запутались в ней надо им помочь и нарисовать паутинку по заданной схеме.
6. Нейроигры со стаканчиками - это один из способов развития психических процессов:
- концентрация внимания (устойчивость, переключение внимания);
- памяти (слуховой, зрительной и двигательной памяти);
- мышления и воображения (запоминание последовательности выполнения упражнений со стаканчиком)
«Построй башню по образцу»
«Собери стаканчики с одинаковыми фигурами» (собирают стаканы друг в дружку).
Игра «Повтори узор»
Цель: развитие логического мышления.
Материалы: бумажные стаканчики, цветные счетные палочки, цветные схемы.
Правила игры: ребенок по схеме выкладывает рисунок из счётных палочек, правильно подбирая по их цвету. Условие: брать палочки необходимо по одной.
7. Лабиринты. Прохождение лабиринтов – любимое занятие детей.
Главными преимуществами этой игры являются:
- положительное влияние на развитие мелкой моторики ребенка;
- стимулирование у ребенка желания к поиску выходов из «сложных ситуаций»;
- развитие у детей усидчивости и внимания;
- формирование у ребенка логического мышления.
Игра «Занимательный лабиринт»
Цель: прохождение лабиринта по определенным условиям.
Материалы: круг из толстого картона с веревочками и с объёмными лабиринтами, деревянные палочка, трубочки от коктейля, шарики.
Правила игры: играет один ребенок.
1. Прокатить шарик (два шарика) по лабиринту при помощи наклона игрового поля.
2. Прокатить шарик по лабиринту используя деревянную палочку.
3. Прокатить шарик (два шарика) по лабиринту с помощью воздушного потока используя трубочку от коктейля.
4. Прокати шарик с закрытыми глазами.
«Необычная спираль» тренажер для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста.
Цель: стимуляция работы обоих полушарий головного мозга.
Материалы: объемные спирали (в форме круга, квадрата, многоугольника, пластиковые шарики.
Правила игры: ребёнок берет бегунок (шарик) и передвигает их по спирали-лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала против часовой стрелки, затем - по. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие.
8. Пособие «Магнитный планшет»
Магнитный планшет - это увлекательная игра, которая развивает : - координацию движений; - базовые понятия пространства: «право», «лево», «низ», «верх»; - творческое мышление; - правильный захват ручки у малышей; - внимательность и усидчивость. Мы используем планшет и для развития межполушарного взаимодействия. Ребенок рисует на двух планшетах одновременно или двумя руками на одном планшете.
9. Пособие «Нейроартикуляция»
Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Правила игры: взять пару карточек с артикуляционным упражнением, проговорить с ребенком – какое это упражнение, выполнить его. Затем, присоединить к артикуляционным движениям – соответствующие движения рук.
10. Пособие «Артикуляционная нейрогимнастика с жирафом»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, активизация работы мозга.
Материалы: в состав пособия входят 2 игровых поля, 18 артикуляционных поз, 18 пар карточек с нейроупражнениями.
Правила игры: на первом поле с изображением жирафа выкладывается две карточки с нейроупражнением. Ребенок выполняет упражнение. Называет фигуру и цвет на карточке. На втором игровом поле ищет нужное пересечение (форма и цвет, показывает и называет какое артикуляционное упражнение нужно выполнить и при помощи молоточка с присоской прикрепляет к жирафу подходящее изображение рта. Затем совмещает показ артикуляционного упражнения с упражнением нейрогимнастики.
11. Дидактическая игра «Хватай-ка»
Цель: обучение скоростному счету.
Материалы: карточки со счетным материалом, ручки с липучками с пальчиками от 1 до 5.
Правила игры: перед ребенком раскладываются ручки с пальчиками от 1 до 5. В центре стола находятся перевернутые карточки с картинками. Переворачиваем по одной карточке, ребенок определяет количество и хлопает по карточке соответствующей ручкой с пальчиками. Можно играть одной и двумя руками. Количество игроков до 5 человек, при условии, что набор рук есть на каждого ребенка
12. Упражнение «Нейродорожки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Правила игры: ребенку предлагается провести указательным пальцем, крышечкой, мячиком, карандашом, магнитным жезлом по дорожке сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно, если на пути встречаются картинки, то произнести слова и выполнить жесты.
13. Игра «Пальчиковый твистер»
Цель: развитие сообразительности, быстроты реакции, скорости движения пальцев рук.
Материалы: игра состоит из игрового поля с разноцветными кругами и кубика.
Правила игры: играть могут от одного до трех детей. Игроки по очереди бросают кубики и занимают заданные положения пальцев, которые им выпали, ставя пальцы в первом и втором ряду игрового поля.
14. Динамическая игра «Таумантроп»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий, мелкой моторики.
Правила игры: ТАУМАТРОП - «вращающееся чудо», игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один благодаря инертности зрительного восприятия.
С помощью этой игры ребёнок без посторонней помощи производит самомассаж биологически активных точек на ладони, так же игра способствует работе над темпом и ритмом движений мелкой моторики (для правильного восприятия требуется удержание определенной скорости вращения).
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Уважаемые коллеги, мы предлагаем Вам выполнить упражнение «Забавные резинки». Для его выполнения нужны 6 человек.
Материалы: бумажные стаканчики (на дне липучки, цветные геометрические фигуры с липучками, резинка.
Вам, уважаемые коллеги с помощью стаканчиков и резинки необходимо командой из 3-х человек собрать стаканчик с одинаковыми фигурами.
А теперь выполним упражнение «Дружный лабиринт»
Каждый из участников берет себе веревочку – это его «пульт управления». Всей команде необходимо слаженно по лабиринту перекатить шарики в центр круга. Можно поднимать и опускать круг.
Самостоятельная деятельность участников мастер-класса
А теперь мы приглашаем 4 желающих принять участие в творческой мастерской. У Вас на столах находятся по 2 лупы с липучкой, карточки с готовыми символами на липучке, игровые поля с картинками, фломастеры, ручки, листы для записи, чистые кружки для рисования. Вам необходимо придумать правила для игры «Волшебная лупа» с нейропсихологическими задачами и задачами по развитию речи. Дать обоснование готовым символам и символам, который вы придумаете сами.
III. РЕФЛЕКСИЯ
В заключении нашего мастер-класса мне хочется рассказать Вам одну притчу.
«Жил на свете философ, который знал ответ на любой вопрос. И нашелся желающий испытать его мудрость.
Подумал он: «Возьму я в руку бабочку, зажму ее в кулак и спрошу его, мертвая у меня в кулаке бабочка или живая. Если ответит философ, что мертвая, я отпущу бабочку, и она улетит. Если же скажет, что живая, сожму кулак, и бабочка погибнет. В любом случае мудрец окажется не прав».
Так он и сделал – поймал бабочку, зажал ее в кулак и пришел к философу.
Спрашивает: «Какая у меня в кулаке бабочка — мертвая или живая?».
Мудрец посмотрел на него, прищурился и с улыбкой сказал: «Все в твоих руках!»
Уважаемые коллеги все в ваших руках прошу Вас сейчас выпустить сейчас своих бабочек на наши великолепные цветы. Если наш мастер-класс был интересен, полезен, чем-то необычен для Вас, Вы узнали что-новое и будите использовать это в работе просим Вас прикрепить к цветку зеленую бабочку. Если Вам не совсем понятно и остались вопросы– пусть на цветок опуститься голубые мотыльки. Если Вам было не интересно и не понятно — прикрепите оранжевую бабочку.
Вместе мы – сила и нам все по плечу в работе с детьми! Спасибо всем за участие!