Макаркина Любовь
Мастер-класс на тему «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Цель: «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования»
Публикация «Мастер-класс на тему „Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: интерактивный экран, проектор, ноутбук; флаг России, изображенный на ватмане, 5 столов, предметы на столах валенки, сандалии, сланцы, кроссовки, самовар, сковорода, вилка, пиала, балалайка, рояль, скрипка, барабан (игрушечные музыкальные инструменты, матрешка, кукла Барби, робот - трансформер, лего; картинки с изображением символики разных стран, знаменитых людей России, исторических событий России, разных чудес России, футляры от киндер-сюрпризов с прорезями (для установки на них картинок).
Ход мастер-класса :
I. Вступительное слово педагога:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, я бы сказала, сложному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка-дошкольника возник ёмкий образ Родины.
Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряю инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных результатов. Сегодня я познакомлю вас с приемом интерактивного голосования.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
II.Орг. момент.
- Нельзя построить будущее, без прошлого!
- Для начала, я предлагаю подойти к столам участников фокус-группы и выбрать по одному предмету из предложенного набора, который по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.
Валенки
Сандалии
Сланцы
Кроссовки
Самовар
Сковорода
Вилка
Пиала
Балалайка
Рояль
Скрипка
Барабан
Матрешка
Барби
Робот- трансформер
Лего
Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.
Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая.
Предлагаю вам закончить мои фразы. У нас с вами самая …большая страна в мире, с самой протяженной сухопутной… границей, с самым большим количеством… народностей, почти со всеми климатическими… зонами, с многообразной …флорой и фауной, с огромным количеством… природных ресурсов (каких) : ископаемых, запасов пресной воды.
Значит, пришло время выбрать новые символы России.
Сейчас с помощью технологии интерактивного голосования мы создадим макет, состоящий из современных символов России. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:
1. Символика России
Президент, флаг, герб.
2. Исторические события
(ВОВ, освоение космоса, присоединение Крыма, Олимпиада 2014г., Евровидение 2008г….)
3. Знаменитые люди
(Пушкин, Гагарин, Ломоносов, Чайковский, Барто)
4. Чудеса России
(Озеро Байкал, долина гейзеров, Эльбрус, Московский кремль, Родина-мать, Петергоф)
1. С чего же начинается Россия? Каждая страна имеет свою символику и президента. Давайте с помощью голосования выберем президента, флаг и герб России. (Раскладываются карточки с президентами
1. Президент России
2. Президент Казахстана
3. Президент Белоруссии
4. Президент Франции
5. Президент США
Прошу проголосовать (фокус-группа голосует, показывая карточки с нужной цифрой). Давайте поместим портрет В. В. Путина на наш макет. (выставляют картинку с Путиным на макет). Теперь выбираем флаг России. Выкладывает картинки с флагами)
1. Флаг Словакии
2. Флаг России
3. Флаг Словении
4. Флаг Лихтенштейна
5. Флаг Исландии
6. Флаг Франции
Прошу проголосовать. (Аналогичные действия с голосованием).
1. Герб Гренландии
2. Герб Швейцарии
3. Герб Румынии
4. Герб Молдавии
5. Герб России
6. Герб Нидерландии
7. Герб Литвы
(Аналогичные действия с голосованием).
2. Нашу страну называют великой не только за размер её территорий, но и за великие события, произошедшие в её истории, которые помнят и гордятся поколения её граждан.
Категория «Исторические события». Я представляю вашему вниманию следующие исторические события:
1. Олимпиада 2014 г.
2. Евровидение 2008 г.
3. Присоединение Крыма.
4. Освоение космоса.
5. Победа.
6. Блокада Ленинграда.
Предлагаю участникам фокус-группы проголосовать за три события, наиболее важные, по вашему мнению, для нашей страны, поместив картинки на макет. При проведении такого голосования с детьми я использую события наиболее значимые и понятные для них, этот прием помогает так же популяризовать исторические события нашей страны.
Подсчитав голоса, помещаем выбранные вами события на наш макет.
3. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди», давайте посмотрим на экран.
1. Дмитрий Иванович …Менделеев
2. Михаил Васильевич …Ломоносов
3. Агния Львовна …Барто
4. Александр Сергеевич… Пушкин
5. Юрий Алексеевич …Гагарин
6. Петр Ильич …Чайковский
- Поднимите карточку с номером той личности, которая, по вашему мнению, внесла большой вклад в развитие России и достойна стать символом страны. Подсчитаем голоса и поместим их на наш макет.
- Как вы думаете, доступен ли этот способ голосования для детей. Да конечно, но давать детям более близких для них людей (писателей, композиторов, художников).
4. - Да, люди - это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес. Поэтому следующая категория «Чудеса России». Эту категорию я сделала домашним заданием для родителей (т. к. они являются активными участниками образовательного процесса) и их детей. Каждой семье я дала кратко изучить одно из чудес России, а потом нам рассказать. В наше стране их множество. Но сегодня мы обратимся к нескольким. Попробуйте их отгадать.
- Самое большое и глубокое озеро России (Байкал)
- Одна из высочайших статуй мира, которая построена в честь героев Сталинградской битвы (Скульптура Родина-Мать)
- Дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. (Петергоф)
- Назовите символ города Москвы, площадь там зовется Красной,
бьют часы на башне Спасской. (Кремль)
- Православный храм, расположенный на красной площади в Москве. (Собор Василия Блаженного - Покрова Пресвятой Богородицы).
- Самая высокая горная вершина России, расположенная на Кавказе (Эльбрус)
- Предлагаю вам выбрать по одному объекту, на ваш взгляд, достойному стать первым чудом России и, поместив его на карте, объяснить свой выбор.
По итогам голосования эти объекты мы помещаем на наш макет.
- Как вы думаете, будет ли данная технология стимулировать детей к самопознанию и саморазвитию? Да конечно, создание такого макета подталкивает детей, их родителями для получения новых знаний, а так же дает возможность педагогу варьировать создание макетов по времени, делать их краткосрочными или долгосрочными.
Рефлексия.
Таким образом, используя приём интерактивного голосования для приобщения старших дошкольников к историческим ценностям нашей страны, мы воспитываем в них истоки духовности и патриотизма. Хорош этот приём ещё и потому, что в процесс выбора того или иного объекта вовлечены все дети, даже самые стеснительные и замкнутые. Эту технологию можно широко использовать при закреплении любого материала, составляя какой - либо макет, который служит наглядным пособием. Например, мы использовали при изучении темы "Природа Крайнего Севера", "Как дикие животные готовятся к зиме" и др. (собирали макет, используя широкий выбор картинок животных и растений).