Марина Саркисян
Мастер-класс на тему «Сказкотерапия в логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс «Сказкотерапия в логопедической работе»
Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Джорж Мартин говорил Сказки как старые друзья — их надо навещать время от времени.
Публикация «Мастер-класс на тему „Сказкотерапия в логопедической работе“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Учитывая, что мы все чаще имеем возможность наблюдать детей с речевыми недостатками, с продолжительным молчанием и замкнутости в себе, коррекция речи крайне важна и необходима в первую очередь для самого ребенка, а так же и для окружающих. Каждый такой ребенок нуждается в постоянном и особом внимании специалистов. Практика работы показывает, что именно комплексный подход дает положительные результаты в работе над проблемными зонами в развитии ребенка.
Данный мастер-класс нацелен на коррекцию речи детей, исправление звуков, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, через реализацию метода сказкотерапия. Необходимость разработки данного материала вызвана тем, чтобы показать какие приемы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком.
Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста 5-7 лет, особенно имеющих общее недоразвитие речи остро стоит перед всеми учителями-логопедами работающими с данным контингентом. До сих пор существует необходимость поиска эффективных методов и форм педагогического воздействия с целью развития связной речи, так как данный раздел вызывает наибольшие трудности у педагогов.
Актуальность мастер-класса определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. Основной целью мастер-класса является - развитие и совершенствование навыков творческого мышления, произвольности поведения, деятельности в целом.
Внедрив данный метод работы, мы пришли к выводу, что эта тема для нас интересна и то же время актуальна для детей с общим недоразвитием речи. Используя сказки, мы обратили внимание, что в игровой обстановке дети лучше усваивают не только знания и умения, но незаметно для себя начинают корректировать своё поведение, что даёт положительную динамику в коррекции речи.
Цель: - повышение эффективности коррекционной работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста связной монологической и диалогической речи посредствам включения в образовательный процесс системы работы со сказкой.
Задачи:
1. Формирование положительного эмоционального настроя на совместную деятельность.
2. Расширить активный словарь детей и сформировать устойчивые грамматические навыки связной монологической и диалогической речи.
3. Развитие речевого творчества.
4. Разработать систему коррекционной деятельности с детьми логопедической группы с использованием сказкотерапии.
5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6. Развитие познавательной активности.
7. Развитие коммуникативных умений.
8. Развитие мелкой моторики и координации движений.
Залогом успеха в работе, является взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Результативность отмечается наличием положительной динамики, высокого уровня обученности воспитанников. Эффективность и отличную динамику в преодолении нарушений звукопроизношения получили используя метод сказкотерапии и соблюдая специальные образовательные условия: системность проведения занятий, распределение в порядке нарастающей сложности; чередование вариативности упражнений, воспитание внимания к правильному звукопроизношению; разнообразие организационных форм и методических приёмов работы с учётом психолого- педагогических особенностей детей, дозирование речевых, интеллектуальных и физиологических нагрузок, соблюдение охранительного режима, осуществление индивидуального подхода к детям, учёт личностных и характерологических особенностей детей.
Качественной оценкой результативности применения сказкотерапии можно считать проявление более активного интереса детей к занятиям, улучшение их психического состояния в результате преодоления эмоциональных кризисов, освоение социально приемлемых способов поведения в ситуациях конфликта, регуляции межличностных отношений. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранять все речевые нарушения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратиться в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Поэтому речевое нарушение преодолевается легче и быстрее.
Таким образом, технология сказкотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое испытывает ребенок, до такой степени, что оно может перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Постепенно
дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции.