Лариса Сухомлинова
Сказкотерапия как комплексный метод воздействия в коррекционной работе
▼ Скачать +Заказ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.
Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, со всем окружающим миром в целом.
Публикация «Сказкотерапия как комплексный метод воздействия в коррекционной работе» размещена в разделах
И медиков, и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей, а также наблюдается устойчивый рост нарушений речи. Рождение здорового ребенка стало редкостью. Причин множество: это и плохая экология, и нейропсихические пергрузки, снижение двигательной активности и масса др. причин. Характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название - «Здоровьесберегающие технологии».
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является - сказкотерапия.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для ребёнка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.
В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их. Сказка лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка дает возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов.
Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.
Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотеропию, как средство для развития нравственных представлений детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Этот метод отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников.
Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудио сопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.
Подобран список произведений, которые в дальнейшем использовались в образовательной деятельности. На основе этого списка составлен перспективный план работы по формированию навыков социализации личности в процессе организации детской деятельности.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Польза этого метода состоит в следующем :
- помогает найти выход из проблемных ситуаций (нр, сложности во взаимоотношении со сверстниками, родителями и т. д.);
- расширение знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
- обогащение духовно-нравственными ценностями внутреннего мира;
- стимулирование психофизического и эмоционального развития ребенка, а также
- развитие речи и корректирование поведения.
Одной из первостепенных задач сказкотерапии становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и, как следствие, формирование адекватной самооценки.
Мы все любим сказки, а дети особенно! Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто даю задания домой, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении детей.
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Мы в группе читаем с ребятами сказки, обсуждаем их сюжеты, ищем ответы на вопрос: чему научила нас сказка? И, путешествуя по сказке, ребята «мудреют», познают жизнь, приобретают социальные навыки. И здесь очень важно создать ситуацию, в которой ребёнок может задуматься над смыслом сказки. Как правило, для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке можно все! Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляет сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения. Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать!
После прочтения сказки, мы рисуем, лепим, делаем аппликацию на эту тему, что помогает детям укрепить знания и наделить героя своими чертами!
Можно выделить несколько вариантов работы над сказкой :
- Рисование сказки
Простое иллюстрирование сказок не всем детям интересно, тем более, что не все хорошо владеют техникой рисования, но если ребятам предложить нарисовать героев сказки или иллюстрацию к ней, а остальные должны дети угадать, то, поверьте, у многих детей появляется интерес.
- Рассказывание сказки
Часто я в свое работе использую не просто пересказ, а с каким-то заданием (например, придумать другую концовку сказки, ввести новый персонаж в сказку, или же придумать свою). Дети охотно отзываются на это предложение, включая всю свою фантазию.
- Сказкотерапевтическая диагностика
С помощью сказки можно разговорить даже самого застенчивого ребенка.
- Изготовление кукол (шьем, лепим, вырезаем)
Сказкотерапия очень помогает нам на моменте адаптации малышей к детскому саду. Ведь слушая сказку, которую они читали с мамой дома, дети успокаиваются, а рассказывая незнакомую сказку ребенку, мы можем отвлечь его от грустных мыслей. В своей работе я использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний.
Механизмы реализации метода сказотерапии :
- Релаксация;
- Подвижная игра;
- Куклотерапия;
- Легенда или волшебная история;
- Решение сказочных задач;
- Сочинение собственных сказок;
- Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам.
Для релаксации мы применяем музыкотерапию, например прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» помогают детям успокоиться.
А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры.
В работе с детьми мы используем следующие методы :
Опрос - «Твоя любимая сказка»
-«Слушаем сказку»
-«Рассказываем сказку»
-«Показываем сказку»
-Рисуем любимую сказку.
В результате мы получаем:
- развитие речи,
- обогащение словаря,
-развитие общей и мелкой моторики,
-развитие памяти, мышления, внимания,
- развитие творческих способностей,
-оптимизация эмоциональной сферы детей и т. д.
Наряду с этим, ведется еще и работа с родителями. Разработаны консультации, организовываются сказочные тематические выставки, совместные походы в театр. Все это способствует построению взаимопонимания между детьми, педагогами и родителями, усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, появляется много новых знаний о мире, о себе.
Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками. А это помогает создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса. Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.
Сказкотерапия - это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта. И это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Ребятишки самостоятельно придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Разыгрывали сюжеты сказок, литературных произведений в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра.